"История о человеке, который переоценил свои силы": актриса Екатерина Потапова о новом спектакле Омской драмы

Интервью с исполнительницей главной роли в свежей постановке "Осенние скрипки" режиссёра театра Георгия Цхвиравы. Спектакль "Осенние скрипки" - история о самозабвенной лжи и губительной страсти. В центре пьесы - муж, жена и любовник. Анонимное письмо, разоблачающее супругу, разрушает привычный ход жизни семьи. От безысходности женщина подталкивает молодого возлюбленного к роману со своей приёмной дочерью. Мы поговорили о постановке с исполнительницей главной роли, заслуженной артисткой России Екатериной Потаповой. Актриса порассуждала о поступках своей героини, а также поделилась, каких ещё персонажей ей хотелось бы исследовать на сцене. - Екатерина, как вы себе отвечаете на вопрос, почему ваша героиня, Варвара Васильевна, решает до последнего не признаваться мужу в измене? - Не может она, наверное, сделать выбор, не может. Если бы не было письма, возможно, эта ситуация так и тянулась бы дальше, хотя ей в ней и некомфортно. Наверное, самый разумный был бы поступок - просто сказать любовнику: "Давай мы больше никогда не будем видеться, в дом больше не приходи, пусть это всё закончится". Но у неё нет сил на то, чтобы его никогда больше не видеть. От этого и возникает такой странный извращённый план, в который втягивается даже дочка. План в каком-то смысле прекрасный, ведь он срабатывает в отношении всех, кроме неё самой. Ведь и дочь, и муж после того, как узнают правду, всё равно продолжают жить этой жизнью, не разрывают отношения. Только у неё не хватает на это сил. Очень запутанная ситуация, мне этим она и нравится. В ней нет однозначных ответов ни на один вопрос: любит ли она мужа или любовника, где она врёт, а где искренна. У меня ощущение, что в каждой минуте она искренна - и когда мужу говорит о любви, и в её сильном, тёплом чувстве и необходимости в дочери. - Варвара Васильевна - разрушительная сила или жертва этой ситуации? - Если жертва, то жертва страсти, которая её охватила. Она же не искала этой любви, это фатальная случайность, которая с ней произошла. От которой, на самом деле, никто из нас не застрахован. Другое дело, как мы будем из этого выпутываться. Варианты могут быть очень разные. Она выбирает по результату не самый выигрышный путь. Не самый правильный, может быть, хотя слово "правильный" здесь вряд ли подойдёт. Это история о человеке, который переоценил свои силы. То, что с нами очень часто происходит в жизни. Так что, да, она жертва в этой ситуации. - Как режиссёр направлял вас, объяснял актёрскую задачу? - Мы все были в диалоге. Мы сели, что называется, в одну лодку и уже гребли примерно в одном направлении. Возникали какие-то разногласия, но мы их решали, договаривались. И постепенно поняли тему, на которую мы говорим. Этих тем несколько. Для кого-то важнее тема лжи - что ложь убивает всё, а для меня важнее тема этой фатальной страсти, которая делает человека неожиданным для себя самого. Вот этот странный потенциал природный, животный, который в нас заложен, тёмное наше начало. Когда, в сущности, порядочный человек, совершенно обыкновенный... Не из рода тех людей, как допустим, Моцарт - вот он гений и всё! И он вообще изначально на всё смотрит по-другому! А здесь обыкновенная рядовая женщина в банальнейшей ситуации: муж - любовник. И вдруг в ней возникает что-то, что пугает её саму, то, к чему она не готова, к себе такой она не готова совершенно. Вообще, очень интересно это копать. - В этой истории несчастны все? - Все. Каждый по-своему. И что будет дальше с этими людьми, с их знанием друг о друге, абсолютным знанием той ситуации, в которую они попали… Это уже наверное нужен шестой акт пьесы. Интересно было бы посмотреть, что там дальше. - Как после такого сложного спектакля переключаться, восстанавливаться эмоционально? - Наверное, это уже привычка многолетняя - что-то оставлять в театре, не брать с собой. Физически проще восстановиться, чем эмоционально. Сейчас этот блок спектаклей прошёл, есть возможность что-то накопить снова, чтобы было что отдавать. - Эта работа для вас особенная? - Любой спектакль, которым ты долгое время живёшь, репетируешь, конечно, становится для тебя особенным в той или иной степени. Эта работа заняла несколько месяцев. Ещё до того, как мы начали репетировать, мне уже дали читать пьесу, и я начала думать, задавать себе какие-то вопросы. Ещё даже не отвечать на них. И она забрала целиком. Мне кажется, каждого из артистов, кто занят в этом спектакле, она забрала полностью. Там нет формально присутствующих персонажей. Даже те, кто совсем чуть-чуть на сцене, очень вовлечены в то, что происходит. - Какие ещё спектакли стали для вас очень важны, как-то поменяли вас? - Понемножку все меняют. Из последних мне очень дорога Селестина из постановки "Дон Жуан, или Любовь к геометрии". Конечно, все спектакли Марчелли, "Бег" - Люську свою я очень люблю. Наверное, когда-нибудь придётся с ней расставаться, потому что спектакль идёт давно, мне будет очень жалко. - Когда вы готовитесь к роли, изучаете опыт других спектаклей, актрис? - Иногда. Допустим, я знала, что у Виктюка был спектакль с Алисой Фрейндлих по "Осенним скрипкам", и мне было очень интересно. Я понимала, что это будет что-то потенциально даже другое, потому что другой режиссёр, иной художественный язык. Посмотрела и убедилась в том, что это совсем другая история, несмотря на одну и ту же пьесу. Иногда это полезно. Иногда нет, когда мне достаточно того, что происходит на репетициях и во мне самой. Тогда и не возникает потребности. - Какого ещё персонажа вам хотелось бы сыграть? - Ой, разных! И чем страннее будут ситуации, тем мне будет интереснее. Как и в этой пьесе - у кого-то же вообще поведение моей героини вызывает отторжение. Мне кажется, это даже немножечко лицемерный подход. Мы же все живые и каждый из нас, как кто-то сказал, ведёт внутри себя войну, о которой никто ничего не знает. И когда вскрываются эти вещи, это не всегда приглядно. Чем необычнее и даже, может быть, страшнее или комичнее будет ситуация, в которой окажется мой персонаж, тем мне будет интереснее работать. - Не хотели бы выйти за пределы жанра? Принять участие в иммерсивной постановке или сыграть спектакль на улице? - Смотря о чём. Неважно же, на двух стульях либо в шикарной декорации, одному или с целой толпой партнёров. Форма мне как-то даже не важна. Мне важно, про что и для чего, насколько это будет интересно рассказано и будет ли держаться внимание. Потому что одну и ту же очень интересную историю, как любой анекдот, можно рассказать так, что никто даже не поймёт, что произошло и в чём вообще соль и юмор. А можно банальнейшую ситуацию рассказать так, что будешь думать: "Господи, снять бы по ней сериал!". Поэтому главное - о чём. Ближайший показ спектакля "Осенние скрипки" (16+) состоится уже 7 июня в Омском академическом театре драмы. Фото: пресс-служба Омской драмы

"История о человеке, который переоценил свои силы": актриса Екатерина Потапова о новом спектакле Омской драмы
© Омск Здесь