«Меня вдохновляет помощь другим». Социальные работники — о своей профессии и важности психологии

Социальные работники сегодня не только помогают пожилым людям или тем, у кого есть особенности здоровья. Социальная помощь — это комплексная поддержка всех, кто в этом нуждается. Ее оказывают и социальные работники, и карьерные консультанты, и специалисты семейных центров, и сотрудники проекта «Московское долголетие»

«Меня вдохновляет помощь другим». Социальные работники — о своей профессии и важности психологии
© Mos.ru

О том, как сохранить семейное благополучие и чем подросткам помогает стендап, рассказывают представители социальной сферы.

Терапия творчеством

Евгений Перепечин уже 10 лет разрушает стереотип о том, что мужчина не может быть соцработником. В семейном центре «Диалог» он трудится специалистом по социальной работе и занимается с детьми и подростками по авторским методикам. Несмотря на то что на должность соцработника Евгений Перепечин попал благодаря случаю, теперь он понимает, что это его призвание.

— После окончания юридической академии я устроился в районный центр социального обслуживания — мне было важно, чтобы работа располагалась рядом с домом. Так как должность юриста была занята, мне предложили переквалифицироваться в социального работника. Я сделал открытие, что эта профессия во многом схожа с профессией юриста: так же помогаешь людям, только другими способами. Втянулся и, когда мне предложили работать юристом, принял решение не менять работу.

Среди моих достижений — программа по обучению пожилых людей компьютерной грамотности, которой уже более 10 лет! Она помогла освоить компьютер более чем 500 пенсионерам, живущим в Северо-Восточном округе Москвы.

Но сейчас я сконцентрировался на работе с детьми и подростками. Я сам пишу стихи с детства и теперь обучаю ребят стихосложению. Подсказываю, как легче писать и находить слова, как нарастить словарный запас. Мы уже выпустили несколько небольших сборников, но пока в любительском формате.

А с подростками мы занимаемся стендапом. В их возрасте обычно проявляются трудности взросления и становления личности, а такой формат помогает им высказаться. Ребята сами пишут монологи: рассказывают, как прошел день, что им кажется смешным или что задело. Говоря со сцены о том, что их волнует, они проходят психологическую терапию. Юмор помогает справляться с проблемами и тяжелыми мыслями, они понимают, что не одиноки, что похожие чувства переживают многие сверстники.

Стендап помогает раскрепоститься, освободиться от зажатости, найти новых друзей. Бывает, что детей приводят родители, которые бьют тревогу: сын или дочь целыми днями сидят одни в своей комнате. У нас клуб по интересам, где подростки знакомятся, находят общие интересы и уже на свои проблемы, которые казались нерешаемыми, смотрят под другим углом.

Один из моих учеников столкнулся с проблемой: в школе над ним смеялись. Мы показали ему, что можно в ответ правильно пошутить и с помощью этого обрести новых друзей или поставить на место обидчиков. После этого у мальчика в школе действительно наладились отношения и повысилась успеваемость.

Я также учу подростков играть на гитаре. В течение полугода ребята становятся настоящими гитаристами. Не так давно ко мне пришла девочка с инвалидностью по слуху, но даже это не стало преградой для успешного обучения. С другими ребятами она создала группу, записывает песни и дает концерты в школе и библиотеке.

Чат с психологом

Ирина Соколова — начальник отдела проектного менеджмента Московской службы психологической помощи населению. Здесь она трудится уже девять лет: занимается научной работой, разрабатывает программы, помогающие москвичам бороться с психологическими кризисами и преодолевать внутренние трудности. Интересоваться психологией Ирина Соколова начала в юношестве.

— Когда еще училась в школе, случайно в столовой познакомилась со школьным психологом. Общение с ней на меня очень повлияло. Я закончила Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) по специальности «специальная и клиническая психология», параллельно работая в школе-интернате с детьми с нарушениями слуха. Затем пришла в Московскую службу психологической помощи населению.

Наша служба — уникальный российский проект, где жителям бесплатно предоставляют целый комплекс квалифицированных психологических услуг: диагностику, индивидуальные консультации, тренинги, вебинары. Мы разрабатываем программы по повышению психологической устойчивости и занимаемся популяризацией психологической помощи.

К примеру, во время пандемии появился большой запрос на психологическую помощь из регионов. Мы тогда консультировали онлайн круглые сутки и без выходных. Так появился проект «Психологический чат», куда может обратиться любой желающий.

Мы работаем и на опережение, то есть просвещаем людей. Например, на фестивале практической психологии «Психолог-FEST» мы рассказывали о профессии и возможной пользе таких консультаций. Кроме того, в прошлом году прошел первый фестиваль для семей с детьми «Мир шире экранов» с мастер-классами, психологическими играми и индивидуальными консультациями.

Меня вдохновляет помощь другим. После терапии человеку становится легче, и он чувствует в себе силы решить жизненные проблемы. Одна из моих клиенток обратилась в тяжелом психологическом состоянии с проблемой созависимых отношений: молодой человек постоянно понижал ее самооценку. В метро она увидела рекламу нашей службы, обратилась, и вместе мы проработали возможность ее сепарации от партнера и собственную позицию. Уже на третий визит можно было увидеть позитивные изменения не только в психологическом состоянии, но и во внешности: изменились даже осанка и выражение лица.

Как профессионал я просто не могу стоять на месте. Уже работая, окончила магистратуру МГППУ, программу профессиональной переподготовки, курсы повышения квалификации в области гештальттерапии, когнитивной-поведенческой терапии, семейной и понимающей терапии. В планах — закончить аспирантуру Московского государственного областного университета по специальности «социальная психология».

Борьба с пандемией: строители, врачи и соцработники получили награды города Москвы и государственные награды С заботой и вниманием: какую помощь оказывают ветеранам Великой Отечественной войны

Нет права на ошибку

Наталья Кытина — главный специалист по вопросам опеки и попечительства отдела социальной защиты населения района Чертаново Южное. Как мама двоих детей она хорошо понимает проблемы, с которыми сталкиваются семьи, знает, как наладить мир между родственниками. В такой работе, по ее словам, необходимы доброта, чувство ответственности в принятии решений и отзывчивость.

— Я окончила институт по специальности «экономист», но мне всегда была интересна работа с людьми. Во время участия во Всероссийской переписи населения зарекомендовала себя как ответственный и доброжелательный сотрудник, всегда готовый прийти на помощь, и мне предложили работу в отделе соцзащиты.

Сначала я изучила нормативную базу — это основа основ, без которой нельзя идти в семьи, где ждут помощи, принимать судьбоносные решения и давать советы. У меня нет права на ошибку, потому что в поле зрения опеки — дети.

Сотрудников органов опеки ждут там, где дети остались без родителей или семья оказалась в трудной ситуации. Если есть хоть малейший шанс сохранить семью, мы его обязательно используем. Делаем все возможное, чтобы настроить родителей на новые ориентиры, помогаем преодолеть трудности. Зачастую работаем с семьей вместе со специалистами и психологами семейных центров. Приятно видеть результат своей работы, когда в семье все налаживается.

Один из случаев, с которыми я работала, — молодая мама, которая в силу возраста и обстоятельств не смогла создать нормальную обстановку для ребенка. Мы сделали многое, чтобы ей помочь: женщина общалась с психологами из семейного центра, посещала групповые занятия. Процесс, направленный на восстановление семьи, и работа разных специалистов привели к отличным результатам. Женщина пересмотрела взгляды на жизнь — не только стала хорошей и ответственной матерью, но и сохранила дружеские отношения с бабушкой и папой ребенка. Теперь мальчик в безопасности и счастлив рядом с родной мамой.