Что предлагают изменить в законодательстве об иноагентах
Иноагентам в России хотят запретить инвестиции в нефтедобычу и «оборонку», использовать упрощенное налогообложение и участвовать в госзакупках, а также преподавать в школах и детсадах. При этом в законодательстве должны быть прописаны четкие условия, при соблюдении которых иноагент может быть удален из соответствующего реестра. Эти и другие предложения стали частью законопроектов, окончательное принятие которых, как рассчитывают в Госдуме, может состояться до конца текущей весенней сессии. Какие нововведения и уже принятые нормы регулируют деятельность лиц, которые по доброй воле или по принуждению работают в интересах иностранного государства, получая помощь и поддержку из-за рубежа, — в материале «Парламентской газеты».
За что могут наказать иноагентов
Законодательные ограничения, которые налагаются на деятельность иноагентов, будь то СМИ, НКО или отдельные граждане, являются распространенной в мире практикой. Наиболее известен в этой связи американский закон FARA (Foreign Agents Registration Act,), принятый в 1938 году. Согласно ему, организации и физлица, включая граждан США, представляющих интересы зарубежных стран, обязаны регистрироваться в качестве иностранных агентов в американском минюсте. При этом наказания, которые грозят за умышленное нарушение закона FARA, совсем не шуточные: тюремный срок до пяти лет, штраф до 250 тысяч долларов или и то и другое.
В 2012 году по тому же пути пошли и в России — тогда в законодательство было впервые введено понятие «иностранный агент». Оно применялось в отношении НКО, занимающихся в РФ политической деятельностью и финансируемых из иностранных источников. Такие организации обязаны регистрироваться в спецреестре Минюста России.
В 2017 году в России был принят закон о СМИ-иноагентах — в ответ на требование минюста США к RT America зарегистрироваться в качестве иноагента. Согласно закону, на медиа, которые финансируются из-за рубежа, распространяются те же требования по отчетности, что и для НКО-иноагентов. А с февраля 2020 года такие СМИ могут распространять информацию в России лишь с указанием на то, что она создана или распространяется иностранным агентом. Чуть раньше, в декабре 2019 года, приняты поправки, которые позволили заносить в реестр иноагентов отдельных граждан. Первыми в апреле 2020 года его пополнили журналисты Евгений Киселев, Матвей Ганапольский и Владимир Кара-Мурза (младший), предприниматели Евгений Чичваркин и Михаил Ходорковский.
В декабре 2020 года был принят один из базовых пакетов поправок по регулированию деятельности иноагентов в России. В частности, к ним приравнивались незарегистрированные общественные объединения, занимающиеся политикой на заграничные деньги, а также отдельные физлица — для каждой из этих категорий Минюст создал отдельный реестр. А упоминание в СМИ кого-либо из иноагентов обязали сопровождать указанием на принадлежность к такому статусу.
Что касается наказаний, которые предусмотрены за нарушение российского законодательства об иноагентах, то максимальный тюремный срок, который грозит руководителям таких НКО, СМИ или объединений, — два года. Для физлиц-иноагентов условия жестче — до пяти лет тюрьмы. При этом за создание НКО, посягающих на личность и права российских граждан, можно получить штраф до 200 тысяч рублей или сесть на три года. А взыскание для СМИ-иноагента, которое нарушило российский закон, составит сумму до пяти миллионов рублей.
Где запретят митинговать
Между тем в 2022 году в парламенте России задумали объединить законодательные решения об иноагентах в одном документе — им призван стать законопроект «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», который внесла группа депутатов и сенаторов. Он был принят Госдумой в первом чтении 7 июня. Как пояснил один из авторов документа, глава думской Комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев, инициатива призвана сделать деятельность иноагентов в России максимально прозрачной. При этом окончательно закон, как рассчитывает Пискарев, может быть принят до конца весенней сессии, то есть до конца июля текущего года.
Одна из ключевых новаций — лицам-иноагентам запрещается преподавать, заниматься воспитанием детей, а также производить информационную продукцию для несовершеннолетних. Среди других знаковых моментов законопроекта — запрет для иноагентов инвестировать в компании, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности государства (к ним, в частности, относится сфера добычи полезных ископаемых, производство вооружений, космос и авиация), вето на оказание таким лицам любых мер господдержки (в том числе участие в госзакупках), а также запрет на финансирование ими политических партий. Кроме того, вводится целый ряд категорий должностей, которые иноагенты занять в России не смогут, — помимо госслужбы и военной службы, например, запрещено работать членами избиркомов.
Кроме того, парламентарии предлагают предоставить полномочия Роскомнадзору по блокировке интернет-ресурсов иноагентов по запросу Минюста. При этом процесс признания иноагентами, согласно законопроекту, должен быть обратимым и для физлиц, и для организаций. Например, юрлицу-иноагенту, для того чтобы быть вычеркнутым из реестра, надо прекратить либо получать зарубежное финансирование, либо перестать заниматься политической деятельностью (для НКО).
Одна из важных причин появления нового закона — необходимость реагирования на новые вызовы. На это обратил внимание еще один из авторов законопроекта, глава Комиссии Совета Федерации по защите госсуверенитета и предотвращению попыток вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов. При этом объем нововведений таков, что потребовал от парламентариев разработки еще одного, «корреспондирующего», законопроекта — он был внесен в Госдуму 9 июня и, по словам Климова, предлагает корректировки и дополнения в развитие положений Закона «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
В частности, запрет на то, чтобы иноагенты преподавали детям, требует соответствующих поправок в закон об образовании, а отказ таким лицам в использовании упрощенной схемы налогообложения — в Налоговый кодекс. Изменения в правила проведения митингов и пикетов, которые предлагает «корреспондирующий» законопроект, потребовали не просто корректировки, а новых дополнений. Согласно им, иноагенты не могут организовывать публичные мероприятия. А список мест, где митинговать запрещено, дополняется сразу несколькими пунктами. Во-первых, это зоны аэропортов, речных, морских, железнодорожных и автомобильных вокзалов и станций. Во-вторых, территория школ, вузов, детсадов и социальных учреждений, а также детских площадок. В-третьих, это здания любых органов публичной власти и прилегающие к ним площади, а также территории, связанные с газо-, водо-, электро- и теплоснабжающей инфраструктурой. В-четвертых, помещения и территории храмов и других религиозных организаций.
Такое подробное описание, как заметил Климов, обусловлено тем, что в России в вопросах с иноагентами решили, что называется, не рубить с плеча.
«Можно было решать эти вопросы за счет расширения статьи 275 Уголовного кодекса России — о госизмене. Но это было бы, считаю, очень жестким решением, и мы пошли путем уточнения норм контроля за людьми, которые могут нанести вред, находясь под иностранным влиянием», — пояснил он «Парламентской газете».