Знакомимся с «Дядей Жоржем». Как устроен новый спектакль Театра сатиры

Под конец сезона в Театре сатиры состоялась премьера спектакля «Дядя Жорж», основанного сразу на двух пьесах Антона Чехова — «Леший» и «Дядя Ваня». Для режиссера Сергея Газарова «Дядя Жорж» стал своего рода дебютом — до этого он не работал с чеховской драматургией. Свой спектакль он называет «сценами из деревенской жизни».

Знакомимся с «Дядей Жоржем». Как устроен новый спектакль Театра сатиры
© Mos.ru

О судьбе двух пьес и о том, почему было важно совместить их в одной постановке, — в материале mos.ru.

От «Лешего» — к «Дяде Ване»

Пьеса «Леший» старше «Дяди Вани» на несколько лет. Первую Антон Чехов написал в 1889 году, специально для бенефиса своего друга актера Александринского театра Павла Свободина. Многогранная история об отношениях внутри одного семейства произвела на актера огромное впечатление. В имение, где живет Егор (Жорж) Войницкий, приезжает вдовец его сестры отставной профессор Александр Серебряков. С ним — дочь Соня от первого брака и молодая жена Елена Андреевна. В деревне живет помещик Михаил Хрущов по прозвищу Леший — в него влюбляется Соня. Серебряков вносит разлад, предложив сбыть имение, в которое Жорж вложил свои последние деньги, и продать на сруб лес, который больше всего на свете любил Леший.

Дирекция императорских театров пьесу не пропустила, и это дало волю разговорам о фиаско Чехова, знаменитого беллетриста-миниатюриста. Пьесу разбирали по косточкам: вскоре начались обвинения в том, что несчастливый неравный брак Серебряковых Чехов якобы списал с семьи театрального критика и драматурга Алексея Суворина, чья супруга была намного младше его. Вдобавок ко всему в юмористическом журнале «Осколки» появилась карикатура. На злом рисунке Чехов сидел в телеге, которую леший с рогами тянул по направлению «Драматическая дорога», которое указывал дорожный столб. Если бы насмешники знали, что очень скоро вся страна будет восхищаться и героями, и сюжетом этой пьесы!

Через шесть лет после провала Чехов решил переписать «Лешего», сместив акценты на дядю Жоржа. В новой пьесе он стал Иваном Войницким. Помещик Леший превратился во врача Михаила Астрова, а влюбленная в него Соня не приезжала из города, а жила в имении вместе с дядей. Но главное, решительно был вычеркнут трагический финал — самоубийство Жоржа. «Дядя Ваня» заканчивается сценой монотонной работы с бухгалтерскими книгами, во время которой Соня произносит монолог, полный безысходной печали. «Мы отдохнем, дядя Ваня!» — говорит она, но в это, кажется, не верят ни племянница, ни дядя.

«Дядя Ваня» был опубликован в 1897 году. Через два года пьесу поставили в Московском Художественном театре. Войницкого сыграл Александр Вишневский, Серебрякова — Василий Лужский. Роль Астрова исполнил сам Константин Станиславский. Сегодня «Дядя Ваня» — одна из самых известных пьес мировой драматургии. Уже больше века к ней обращаются не только российские театры, но и театры других стран.

Режиссерский «монтаж»

Пьеса «Дядя Жорж» не делает выбора между «Лешим» и «Дядей Ваней». Совместив обе пьесы — вернее сказать, две версии одного сюжета, — Сергей Газаров создает единую картину, в которой находится место и грусти, и веселью.

«Пьеса “Леший” на самом деле нравилась мне всегда больше, чем “Дядя Ваня”. С точки зрения актерского материала она более богатая, разнообразная. Но некоторые моменты сильнее обыграны как раз в “Дяде Ване”. Поэтому я решил их объединить. Как автору инсценировки, мне было трудно не разрушить при “монтаже” эти два великих произведения. Это было самым сложным», — признается режиссер.

Перед зрителем — щедро накрытый стол с резными ножками, белоснежная накрахмаленная скатерть. Кремового цвета занавески развеваются от малейшего дуновения ветра. Обозначить богатую усадьбу легкими штрихами придумал сценограф заслуженный художник России Александр Боровский. Наряженные в роскошные костюмы, созданные художницей Марией Боровской, дамы и господа ведут за столом ничего не значащие разговоры, не чувствуя, как к ним неумолимо приближается нечто ужасное — одному из героев скоро суждено погибнуть. В комедию постепенно вплетается драма. В сопровождающей спектакль музыке Алексея Айги, легкой и игривой вначале, все явственнее проступают более печальные и тревожные мотивы, усиливая витающее в воздухе напряжение.

А пока ничего страшного не произошло, герои веселятся и танцуют: они не прочь пуститься и в залихватские цыганские пляски, и станцевать классический вальс. За хореографию отвечает Сергей Землянский, не так давно ставший главным хореографом Театра сатиры. В этих танцах есть не только веселье, но и отчаяние. Ближе к финалу, подобрав длинные юбки и раскидав посуду, Елена Андреевна спляшет перед изумленными родственниками прямо на столе, будто пытаясь доказать: несмотря на несчастный брак, она все еще вольна делать все, что вздумается.

Елена Андреевна больше не может выносить жалоб на подагру и старость мужа, потерявшего карьеру, успех и всеобщее обожание. Она старается лишний раз на него даже не смотреть: сидя в кресле спиной к супругу, она не делает никаких попыток развернуться, когда он с ней заговаривает.

«Я пытался обострить отношения между героями с учетом сегодняшнего дня, темпераментов, скорости, с которой мы сегодня считываем информацию при разговоре друг с другом. Вот этого мне не хватает в обеих пьесах, и я захотел это показать», —рассказывает Сергей Газаров.

«Не бывает маленьких ролей»

Заглавного персонажа, Жоржа (Егора) Войницкого, сыграл Федор Лавров. К своему герою он относится с симпатией и состраданием: всю свою молодость Жорж преклонялся перед Александром Серебряковым, помогал ему, но потом, ближе к 45 годам, понял, что зять вовсе не стоил того. Теперь же Жорж ненавидит профессора — чувство обостряется, когда он узнает, что тот хочет продать имение.

«Мой Войницкий, сталкиваясь с непреодолимым препятствием, пасует, потому что не видит выхода. Единственное, что поможет хоть как-то обратить внимание окружающих на всю абсурдность ситуации, — взять и пустить себе пулю в лоб. Добился ли он чего-то этим? Думаю, что нет», — говорит актер.

Федор Лавров недавно вошел в труппу Театра сатиры вместе с молодой актрисой Ангелиной Стречиной, известной по многочисленным фильмам и сериалам. Она сыграла эмоциональную, полную жизни Соню — дочь профессора. Роль сдержанного и строгого врача Михаила Астрова по прозвищу Леший в разных составах играют Сергей Климов и Сергей Шнырев, Серебрякова — народный артист России Юрий Васильев и заслуженный артист России Юрий Нифонтов. В непокорную Елену Андреевну перевоплотилась Александра Мареева, а в трогательную Марью Войницкую, маму Жоржа, — заслуженная артистка России Нина Корниенко.

Никогда не унывающий Федор (Игорь Лагутин), сын помещика и друга Серебрякова Ивана Орловского (Сергей Серов), приглашает для создания веселой атмосферы целый цыганский табор с песнями и плясками. Артистов на эти безымянные роли режиссер выбирал чуть ли не тщательнее, чем на остальные. «Не бывает ни маленьких ролей, ни массовки, — убежден Газаров. — Как Тарковский говорил: “Не может быть ни одного сантиметра пленки, если это не произведение искусства”. Я из этой школы, я не понимаю случайных людей. Спектакль — единый организм».