Львы в ста квадратных метрах городской квартиры! Как сложилась судьба семьи Берберовых после попытки «одомашнить» хищников
Трогательная и одновременно ужасающая картина, когда дикий лев становится частью семьи, но то, как закончилась эта история, потрясет даже самого непоколебимого человека.
Представьте: обычное утро в семье Берберовых, советская квартира прямо в центре Баку. За столом завтракает семья — мать, отец, дети, а рядом с ними сидит лев и доедает сырое мясо. Для среднестатистических людей жутковатая картина, а для семьи Берберовых — это привычная каждодневная рутина. Эта трогательная и одновременно ужасающая история о том, как семья архитектора в 1970-х годах держала львов в обычной 100-метровой квартире. У семьи Берберовых было немало домашних животных, не только кошки и собаки, но и ежи, попугаи, змеи, еноты и даже пума. Казалось бы, откуда такая любовь к животным, ведь глава семьи Лев Львович был обычным архитектором, но квартира кишила живностью, поэтому появление льва в семье скорее было ситуацией закономерной. Это не вызвало ни у кого удивления.
«Мамочка, посмотри, там собачка умирает»
Однажды, во время прогулки по зоопарку, семья Льва Львовича в лице дочки Евы и жены Нины задержались около одного вольера. «Мамочка, посмотри, там собачка умирает», — воскликнул ребенок. В углу лежал маленький серый клубок — это был двухмесячный львенок, он был в состоянии истощения. Долго не раздумывая, Нина пошла к начальнику зоопарка и попросила забрать львенка на краткосрочную реабилитацию. К удивлению, руководство оказалось совсем не против. Так в центре Баку поселился маленький львенок, именовали его Кингом. Львенок удивительно быстро подружился с остальными питомцами, но особую любовь он питал ко псу Чапу, они даже спали вместе.
Огромный домашний кот
Время шло, львенок подрастал, изначально передние лапы Кинга практически не функционировали, члены семьи каждый день поочередно разминали лапы, труды оказались не напрасны, постепенно он начал опираться на лапки и потихоньку ходить, но небольшой дефект все-таки остался, при беге лапы загребали, точно ласты. Кинг вел себя точно обычный домашний котенок, он так и хотел лизнуть гостей в знак уважения! Но стоило на него повысить тон, он тут же послушно уходил в свой уголок, он приспособил для уединения антресоли. Надо отдать должное — дружить Кинг умел, он никогда не начинал есть первым, он всегда ждал, как поест Чап, только потом приступал к еде, а ночью пес приходил, ложился в лапы и сладко засыпал. Дети тоже любили льва, проводили с ним много времени, катались на нем верхом, а он покорно подчинялся. Соседи совсем не оценили присутствие дикого животного в их доме. Стояла ужасная вонь, а шерсть льва была повсеместно, но Лев Львович препарировал тем, что это уникальный эксперимент по одомашниванию животных.
Начало актерской карьеры
Про Кинга узнала пресса, после этого его жизнь и семьи Берберовых бесповоротно изменилась. О льве, который будто домашний кот, живет в квартире и завтракает вместе с семьей узнал весь Союз. Со временем в квартиру один за другим стали проситься сначала азербайджанские, а потом и московские журналисты: всем хотелось увидеть льва сидящим за столом или лежащим на кровати. Была даже опубликована серия фотооткрыток с изображением Кинга, на которых Роман плел косы из его гривы, Ева качалась на качелях, или на которых лев просто спал на подушке, укрывшись одеялом. Из печатных изданий Кинг вскоре попал в кино. В короткометражном фильме «Девочка, мальчик и лев» (или: «Маленькая девочка, мальчик и лев»; 1974) азербайджанского режиссера Чингиза Рагимова рассказывается его история, в том числе и его кинокарьера. Кинг сыграл свою главную роль в комедии «Невероятные приключения итальянцев в России», ставшую заключительной в его жизни. Семья Беберовых на время судьбоносных съемок переехалa в Ленинград, для комфортного проживания им выделили целую школу. О том, что не стоит приближаться к месту, где живет звезда съемок, каждый день оповещала машина с громкоговорителем, но этот запрет подействовал не на всех.
Из воспоминаний Нины Берберовой:
«В тот день наш ассистент Саша в спортивном зале школы играл с Кингом в футбол. Огромные окна этого зала выходили как раз на яблоневый сад. Саша на несколько минут оставил Кинга одного: пошел налить себе чаю. И, видимо, в этот момент появился Марков (никогда не забуду его имени). Кинг увидел нового человека и подошел к окну. По словам очевидцев, Марков стал корчить рожи и прыгать, поворачиваясь то лицом, то задом ко льву. Для Кинга это был призыв к игре: наш ассистент так репетировал с ним эпизод для «Итальянцев», когда лев бежит за человеком и валит его на землю. Он встал на задние лапы, выдавил стекло в окне, побежал к этому Маркову, повалил его на землю. Девушка, ждавшая его у забора, закричала: «Помогите, лев рвет человека!» И тут мы услышали выстрелы. Потом узнали, что с обеденного перерыва возвращался лейтенант милиции Гуров. Он услышал крики, подбежал к забору, не разобравшись, что происходит, выстрелил в Кинга. Лев тут же отошел от парня в сторону разбитого окна. Но у Гурова, видимо, появился азарт, и он разрядил в Кинга всю обойму. Студент Валентин Марков отделался лишь небольшими царапинами».
Лев Львович, услышав хлопки, побежал к месту трагедии, обнял его, но уже было поздно, Кинг не дышал, в этот момент подбежала Нина Берберова. На следующий день на даче писателя Яковлева состоялись пышные похороны. Больше всех страдал пес Чап, он скитался по дому, ложился рядом с вещами Кинга и тяжело вздыхал. Хозяева даже вызвали ветеринара, но тот сказал, что осталось собаке совсем недолго: ведь у него предынфарктное состояние, на следующий день его не стало. Дети тоже тяжело переживали смерть любимца. В связи с нестабильным состоянием детей пришлось завести второго льва, хоть и мать была против, она будто почувствовала, что быть беде. Но муж переубедил ее, тем более московская интеллигенция собрали деньги и стали искать нового львенка. Кинг второй совсем не походил на первого, так как тот был взращен и фактически спасен семьей, что вызывало у животного уважение и хорошее отношение ко всем членам семьи. В 1975 году режиссер Константин Бромберг и сценарист Юрий Яковлев экранизировали фильм, в основе которого лежала жизнь семейства Берберовых. главные роли в фильме «У меня есть лев» сыграли Кинг, Ева и Рома Берберовы. Но Кинг второй не был таким покорным и благодарным, лишь Роме он позволял любое отношение, остальные могли наблюдать оскал при попытках приручить животное. Фильм был снят не без небольших потерь, но после экранизации слава стала куда более масштабной. Уже проходили переговоры о следующем проекте, но этому не суждено было сбыться. В 1978 году от инфаркта умер глава семьи Лев Львович, семье стало тяжело справляться, хоть Кинг и беспрекословно слушался хозяйку, хотя главным он считал своего хозяина, находя его вещи ложился на них и обнимал лапами. Никакой агрессии за львом не наблюдалось, поэтому никто даже не переживал за жизнь детей.
Судьбоносный день для семьи Берберовых
24 ноября 1980 года от травмы пострадала Нина и погиб 14-летний сын Рома. В тот день Нина направилась в издательство, к печати готовилась их с мужем книга о питомцах. Придя домой, она почувствовала странный запах жженой пластмассы, Кинг метался по дому, даже пума Ляля, отличавшаяся спокойствием и рассудительностью, забилась в угол. Нина Беберова подошла к окну и увидела как пьяный сосед сверху бросает плавленые кусочки от расчески. Негодуя от такого поведения взрослого человека, она накричала на соседа, в это время домой из школы вернулся старший сын. Женщина положила ему поесть и пошла кормить Кинга сидящего на антресоли. Он сорвался с нее и упал с высоты на спину. От испуга Кинг бросился на Нину и разодрал когтями голову. Услышав потасовку, прибежал Рома и схватил за ошейник льва, но разъяренный тигр уже вкусил крови и не мог остановиться, он повалил и загрыз подростка прямо на глазах у матери, та потеряла сознание и очнулась только услышав выстрелы, соседи вызвали милиционеров. Был убит не только Кинг, попала под раздач и пума Ляля, которая испугавшись выстрелов, выбежала на улицу. Нина долгое время была в депрессии и даже думала о самоубийстве, но дочь Ева и друг Кязим не дали сдаться, они всячески поддерживали женщину. Вскоре Нина вышла замуж и родила еще двоих детей. Хоть она и не могла себе простить смерть ребенка, Кинга она не винила, ведь он не осознавал происходящего, а лишь пошел на зов инстинкта.