Пришёл серенький «волчок». Лучший воспитатель Москвы живёт в Солнцеве и знает, какие детские игры развивают мозг

Анна Гайдукова из Солнцева стала лучшим воспитателем в конкурсе «Педагоги года Москвы – 2022». Вот уже 13 лет она работает в саду школы № 1347.

Пришёл серенький «волчок». Лучший воспитатель Москвы живёт в Солнцеве и знает, какие детские игры развивают мозг
© На Западе Москвы

Анна Владимировна – автор методики, развивающей у малышей мелкую моторику, мышление, речь, фантазию и интерес к точным наукам при помощи русской народной игры – волчок.

Именно эту разработку Анны Гайдуковой высоко оценило жюри конкурса. Мы решили познакомиться с волчком в действии и побеседовать с лучшим воспитателем столицы о важности игровой педагогики и подготовке малышей к детскому саду.

Наше досье

Анна Гайдукова живёт в Солнцеве уже 17 лет и очень любит родной район. Особенно Мещерский парк, где зимой ходит на лыжах, а летом совершает с детьми (дочери Анны 18 лет, сыну – 15. – Ред.) велопрогулки, в жаркие дни купается в Мещерском озере. Есть у нашей героини домашний питомец – красавец-папильон Зорро. «Добродушный по характеру, сообразительный, он идеальный компаньон для человека. Папильоны занимают первое место по интеллекту среди собак декоративных пород», – говорит Анна Владимировна. Любимое хобби героини – садоводство.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ

В дошкольном отделении школы № 1347 – большая игротека. «Здесь мы играем в традиционные народные игры – блошки, закидушки, учимся ходить на ходулях и, конечно, закручиваем волчок, – рассказывает Анна Гайдукова. – Волчок – игрушка древняя, сакральная, ей несколько тысячелетий, она несёт в себе важную информацию. Ребёнок осваивает волчок постепенно, вначале он учится его вращать. И эти простые движения развивают мелкую моторику – подготавливают руку к письму, одновременно формируя нейронные связи мозга. Постепенно упражнения усложняются, и мы уже закручиваем волчок на специальной деревянной ракетке, размеченной цифрами. Тренируем ловкость, учимся координировать движения, держать равновесие, развиваем навыки счёта». В волчок можно играть командой, и мы в этом убедились, – с ракеткой в руках, на которой кружится деревянная игрушка, дети преодолевают небольшую дистанцию и передают друг другу эстафету.

ЭФФЕКТ ВОЛЧКА

Вращение волчка вызывает у ребятишек множество вопросов: почему волчок сохраняет равновесие только в состоянии движения и что удерживает его. Узнают дети и о том, что принцип волчка используется во многих приборах и механизмах, лежит в основе многих природных явлений. «У малышей пробуждается интерес к научно-исследовательской деятельности, – говорит Анна Владимировна. – С подготовительной группой мы отправляемся в школу, в кабинет физики, чтобы наглядно познакомиться с эффектом волчка в природе». Анна Гайдукова умеет говорить с детьми о сложном просто и увлекательно, будучи невероятно артистичной: наша героиня превращает каждое занятие в мини-спектакль, который никогда не повторяется. Анна Владимировна с детства мечтала стать учителем, всегда с радостью делилась с малышами и сверстниками своими знаниями, опытом, помогала классному руководителю проверять тетради, подтягивала отстающих одноклассников. Окончила педагогический вуз по специальности «учитель русского языка и литературы». Но работать пошла в детский сад.

ПОВОРОТ СУДЬБЫ

«Играла с сыном и дочкой в песочнице и, как обычно, что-то увлечённо рассказывала им и соседским ребятишкам. И вдруг получила официальное предложение от сотрудников детского сада, которые оказались рядом и слышали мои весёлые и забавные истории», – вспоминает Анна Гайдукова. Наша героиня считает, что воспитатель должен стать партнёром ребёнка в играх, другом и наставником. «Самое трудное – удерживать баланс между мягким, родительским отношением к малышу и дисциплиной», – говорит Анна Владимировна.

УСПЕТЬ ЗА ЛЕТО

«Лето – время для подготовки малышей к детскому саду. Начинаем с закаливания: купание, активные игры, длительные прогулки, – советует наша героиня. – Познакомьтесь с режимом работы детсада, в который отдаёте ребёнка, начинайте жить по нему. Стоит изучить и меню, чтобы для малыша не стало неприятной неожиданностью то или иное блюдо. Ведите с ребёнком беседы о детском саде, придумывайте сюжетно-ролевые игры с разными героями – мишками, зайчиками, куклами, которые идут в детский сад или мечтают туда пойти. Во время прогулки, проходя мимо детского сада, желательно напомнить малышу, что очень скоро он будет сюда ходить. Положительный настрой важен».