Пришёл серенький «волчок». Лучший воспитатель Москвы живёт в Солнцеве и знает, какие детские игры развивают мозг
Анна Гайдукова из Солнцева стала лучшим воспитателем в конкурсе «Педагоги года Москвы – 2022». Вот уже 13 лет она работает в саду школы № 1347.
Анна Владимировна – автор методики, развивающей у малышей мелкую моторику, мышление, речь, фантазию и интерес к точным наукам при помощи русской народной игры – волчок.
Именно эту разработку Анны Гайдуковой высоко оценило жюри конкурса. Мы решили познакомиться с волчком в действии и побеседовать с лучшим воспитателем столицы о важности игровой педагогики и подготовке малышей к детскому саду.
Наше досье
Анна Гайдукова живёт в Солнцеве уже 17 лет и очень любит родной район. Особенно Мещерский парк, где зимой ходит на лыжах, а летом совершает с детьми (дочери Анны 18 лет, сыну – 15. – Ред.) велопрогулки, в жаркие дни купается в Мещерском озере. Есть у нашей героини домашний питомец – красавец-папильон Зорро. «Добродушный по характеру, сообразительный, он идеальный компаньон для человека. Папильоны занимают первое место по интеллекту среди собак декоративных пород», – говорит Анна Владимировна. Любимое хобби героини – садоводство.
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
В дошкольном отделении школы № 1347 – большая игротека. «Здесь мы играем в традиционные народные игры – блошки, закидушки, учимся ходить на ходулях и, конечно, закручиваем волчок, – рассказывает Анна Гайдукова. – Волчок – игрушка древняя, сакральная, ей несколько тысячелетий, она несёт в себе важную информацию. Ребёнок осваивает волчок постепенно, вначале он учится его вращать. И эти простые движения развивают мелкую моторику – подготавливают руку к письму, одновременно формируя нейронные связи мозга. Постепенно упражнения усложняются, и мы уже закручиваем волчок на специальной деревянной ракетке, размеченной цифрами. Тренируем ловкость, учимся координировать движения, держать равновесие, развиваем навыки счёта». В волчок можно играть командой, и мы в этом убедились, – с ракеткой в руках, на которой кружится деревянная игрушка, дети преодолевают небольшую дистанцию и передают друг другу эстафету.
ЭФФЕКТ ВОЛЧКА
Вращение волчка вызывает у ребятишек множество вопросов: почему волчок сохраняет равновесие только в состоянии движения и что удерживает его. Узнают дети и о том, что принцип волчка используется во многих приборах и механизмах, лежит в основе многих природных явлений. «У малышей пробуждается интерес к научно-исследовательской деятельности, – говорит Анна Владимировна. – С подготовительной группой мы отправляемся в школу, в кабинет физики, чтобы наглядно познакомиться с эффектом волчка в природе». Анна Гайдукова умеет говорить с детьми о сложном просто и увлекательно, будучи невероятно артистичной: наша героиня превращает каждое занятие в мини-спектакль, который никогда не повторяется. Анна Владимировна с детства мечтала стать учителем, всегда с радостью делилась с малышами и сверстниками своими знаниями, опытом, помогала классному руководителю проверять тетради, подтягивала отстающих одноклассников. Окончила педагогический вуз по специальности «учитель русского языка и литературы». Но работать пошла в детский сад.
ПОВОРОТ СУДЬБЫ
«Играла с сыном и дочкой в песочнице и, как обычно, что-то увлечённо рассказывала им и соседским ребятишкам. И вдруг получила официальное предложение от сотрудников детского сада, которые оказались рядом и слышали мои весёлые и забавные истории», – вспоминает Анна Гайдукова. Наша героиня считает, что воспитатель должен стать партнёром ребёнка в играх, другом и наставником. «Самое трудное – удерживать баланс между мягким, родительским отношением к малышу и дисциплиной», – говорит Анна Владимировна.
УСПЕТЬ ЗА ЛЕТО
«Лето – время для подготовки малышей к детскому саду. Начинаем с закаливания: купание, активные игры, длительные прогулки, – советует наша героиня. – Познакомьтесь с режимом работы детсада, в который отдаёте ребёнка, начинайте жить по нему. Стоит изучить и меню, чтобы для малыша не стало неприятной неожиданностью то или иное блюдо. Ведите с ребёнком беседы о детском саде, придумывайте сюжетно-ролевые игры с разными героями – мишками, зайчиками, куклами, которые идут в детский сад или мечтают туда пойти. Во время прогулки, проходя мимо детского сада, желательно напомнить малышу, что очень скоро он будет сюда ходить. Положительный настрой важен».
Собянин поблагодарил всех, кто помогал в ликвидации последствий теракта