Как видят мир дети-аутисты

Мир один, но два даже очень похожих человека могут воспринимать его совершенно по-разному. Что уж говорить, если у одного из них проблемы с внешней коммуникацией и общением с людьми? В медицине это называется расстройство аутистического спектра. Корреспондент «Курской правды» попыталась рассмотреть живописные работы детей, у которых диагностирован аутизм, и осталась под сильнейшим впечатлением от увиденного. Фрукты вместо холста С семилетним Петей мы познакомились в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня» в Курчатове. В этом году он закончил дошкольное подразделение центра. Стены одного из классов сегодня украшают рисунки мальчика. – У Пети это уже вторая выставка, – рассказывает заместитель исполнительного директора образовательного подразделения центра Ирина Правдивцева. – Мы заметили, что мальчик не просто копирует сюжет, предложенный детям на занятии, а по-своему его интерпретирует, всегда стремится добавить что-то от себя. Некоторое представление о восприятии Петей окружающего мира даёт такой пример: когда преподаватель предложил нарисовать цветущую поляну, семилетний художник среди цветов изобразил цыплёнка и божью коровку. У «обычных» же детей на рисунках были только трава и цветы. – Он рисует на всём, что попадётся: на пляже в Крыму – на гальке мокрым кончиком моей косы, раскрашивает куриные яйца, – говорит мама ребёнка Дина Александровна. – Причём не только на Пасху и не всегда варёные. Частенько свои рисунки вывешивает на холодильник, прикрепляя их магнитами. Вообще, увлечение рисованием начиналось у него с рожиц и гусениц. Сначала мальчик изображал только весёлые и добрые лица, потом вдруг на какое-то время в его нарисованном мире появились и злые персонажи, но ненадолго. Дальше пошли квадраты-треугольники, спирали – все геометрические фигуры были живыми, с глазами. – Он как будто стремится оживить всё, что его окружает. Рисует лица фруктам, – улыбается Дина Александровна. – Если заходим в канцелярский магазин, Петя знает, что там делать – набирает кистей побольше, не забудет захватить стакан для воды побольше и краски. Всегда находит чем заняться, любит сенсорные вещи, опыты… Был у него период аквагрима – рисования на себе, как я говорю, период усов Дали. У нас дома все стены исчерчены, и я не мешаю сыну реализовывать себя таким образом. Бывает, пробирается сам к кулеру, набирает воду и рисует. Иногда это занятие так поглощает его, что в день уходит набор красок. С окружающими Петя общается в основном с помощью рисунков. – Я заметила, изображения на рисунках Пети нередко фрагментарные, могут быть изменены углы – какой-то особый ракурс, – продолжает рассказ мама мальчика. – То же самое происходит, когда Петя строит балансирующие башни. Можно подумать, что он специально вымеряет углы. Если я попытаюсь сделать подобное, у меня непременно всё завалится, а него стоит! Видимо, чтобы такая конструкция, которая неизвестно как держится, стояла, нужно особенно её строить и видеть мир под каким-то особым углом. Рисование успокаивает. Именно поэтому многие неосознанно прибегают к арт-терапии, раскрашивая так называемые мандалы – картины по номерам. – Рисование имеет терапевтический эффект, – говорит психолог Елена Иванова. – Оно помогает структурировать мысли. Кроме того, по штриховке, используемым цветам можно понять, в каком состоянии человек делает рисунок. Почувствовать запах цвета Психологи обращают внимание не только на то, что именно рисуют их подопечные, но и как они это делают. – Очень сильный нажим при рисовании может говорить о некотором состоянии злости, агрессии или же потребности выразить себя более ярко, – объясняет специальный психолог курской некоммерческой организации «Расширяя мир» Виктория Кофанова. – Иногда, если у ребёнка с аутизмом есть нарушения в интеллектуальной сфере, его работы могут выглядеть как рисунки ребёнка более младшего возраста. Виктория – мама двоих детей с аутизмом и прекрасно знает, о чём говорит. – Не все особенные дети любят рисовать. Многим из них это занятие может быть совсем не интересно, – замечает она. – Но если начинают творить – их работы незабываемы! Среди моих учениц есть восьмилетняя девочка Маша, у которой к рисованию особый интерес. Часто она изображает героев мультфильмов «Ну, погоди!» и «Бременские музыканты». Как-то при ней я открыла сайт бургерной, её заинтересовало, и она тут же изобразила несколько бургеров и пирожков с вишней. Таким детям, отмечает специалист, свойственно добавлять часть цельного изображения рядом с ним. У них нет понятия границ. При этом они не могут оставить действие незаконченным. Не хватило места рисунку на листе – ничего страшного. Просто продолжит его на парте. Нередко на рисунках аутичных детей формулы, схемы изображены зеркально. Кстати, их художники с иным восприятием мира изображают довольно часто. Один и тот же рисунок, увиденный однажды, ребёнок может выводить снова и снова, и не столь важно, что именно его заинтересовало – заставка кинообъединения или забавный заяц. На одной из работ, которые нам показали специалисты, лапки зайца не вместились внизу, и ребёнок нарисовал их рядом с ушастым, сбоку. – То, что имеющим диагноз аутизм не интересны другие люди – миф, – резюмирует Кофанова. – Они очень даже интересны. Другое дело – ребёнку сложно наладить с ними коммуникацию. Ведь, возможно, они даже звуки, краски воспринимают по-другому. Специалист приводит пример из жизни, как ребёнок с аутизмом может, например, «почувствовать запах красного цвета» – то, что за гранью трёхмерного представления о мире, свойственного большинству из нас. Кстати, цветовые предпочтения у детей разные, и всё же обычно раньше других закачивается фломастер синего цвета. – Возможно, это связано с тем, что синий цвет ребёнок начинает отличать от остальных одним из первых, – объясняет специальный психолог, дефектолог семейного центра развития и коррекции «Ветра надежды» Камиль Тулейманов. – Особое внимание дети с расстройством аутистического спектра уделяют деталям. Например, если особенный ребёнок возьмётся изображать машину, то он может нарисовать её схематично, а колёса – детально. Такое фрагментарное восприятие мира характерно для людей с расстройством аутистического спектра. Оно избирательно. У каждого ребёнка свои предпочтения, он лучше взрослых знает, что могло бы его заинтересовать. Черты аутистического восприятия мира имеют работы таких признанных гениев, как Винсент Ван Гог, Пабло Пикассо, Иероним Босх. Однако мир на работах особенных художников может быть и предельно реалистичным. Так, художник Стивен Вилтшер рисует Нью-Йорк по памяти после 20-минутного полёта над городом на вертолёте, удивляя достоверностью изображения. А десятилетний Дэвид Барт изобразил на одном рисунке почти 400 птиц. Причём он знает латинские названия большинства из них. Справка «КП» Расстройство аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ, РАС (расстройства аутистического спектра) – состояния, при которых у человека имеются нарушения социального поведения, вербальных способностей. Способности аутистов индивидуальны: у кого-то есть тяжёлое повреждение, у кого-то высокий уровень интеллекта. Мозг аутистов развивается и функционирует по иному сценарию. Несмотря на то, что из-за РАС часто человек не способен полноценно наравне с другими участвовать в жизни общества, имеет проблемы с поиском работы, есть примеры, когда люди с аутизмом не только могли отлично социализироваться в обществе, но и строить карьеру, активно заниматься творчеством. Говоря об аутизме, нельзя не затронуть вопрос о савантизме. Это состояние, при котором люди с отклонением в развитии имеют выдающиеся способности в одной или нескольких областях знаний. Например, феноменальную память, уникальные способности в искусстве или музыке. В литературе таких людей описано около сотни. Например, Ким Пик – прототип главного героя в фильме «Человек дождя». Вероника ТУТЕНКО Фото предоставлены героями публикации

Как видят мир дети-аутисты
© Курская правда