«РАСсвет сознания»: театральный проект стирает границы между «обычными» и «особенными» детьми
Ева, Иоанн, Илзе, Агния – красивые дети с красивыми именами. Они танцуют, выполняют этюды по актёрскому мастерству, у них прекрасная пластика. Тщетно пытаюсь понять, кто из них «обычный», а кто «особенный». Удивительный проект – инклюзивный театр «РАСсвет сознания» – объединил детей с расстройствами аутистического спектра и нейротипичных, то есть «таких, как все». Результаты поразили даже специалистов. Путь к развитию Мы на репетиции самой необычной театральной постановки, какую только можно себе представить. По команде режиссёра Льва Харламова дети от шести до 17 лет выполняют то, что обычно преподают на первом-втором курсах театральных институтов. Десять из них с диагнозом расстройства аутистического спектра, пять – обычные дети. Плюс пять взрослых профессиональных актёров. «Восемь месяцев назад, когда начался проект, было невозможно даже просто усадить всех рядом, чтобы они слушали друг друга, – рассказывает Екатерина Ферапонтова, директор фонда «Время РАСсвета», выступившего организатором проекта. – У аутичных детей существуют проблемы социальной адаптации, они не понимают признанных обществом правил и норм. Им очень сложно ждать, стоять в очереди, понимать и выполнять инструкции, сложно поддерживать коммуникацию, находиться среди большого количества людей. А сейчас они взаимодействуют, слушают, имитируют, дружат и даже влюбляются!» Благотворительный фонд «Время РАСсвета» занимается социальной абилитацией детей и подростков с расстройствами аутистического спектра четвёртый год. Благодаря грантовой поддержке и неравнодушным людям у детей есть возможность бесплатно проходить комплексную коррекционную программу, восполняющую дефициты их развития. «Заняться социальной абилитацией через творчество – наша давняя мечта, – говорит руководитель фонда Екатерина Ферапонтова. – Такой опыт инклюзии, где в одном проекте участвуют дети с РАС и нейротипичные дети, есть в Москве, в Санкт-Петербурге, в Белоруссии – в Минске. В регионе такого опыта нет. Мы написали проект, подали заявку в министерство внутренней политики Нижегородской области и выиграли субсидию». Я – другой Проект начался в октябре, и границы между «обычными» детьми и «особенными» стёрлись очень быстро. На репетициях очень много развивающих упражнений на имитацию, на понимание того, как можно управлять своим телом. Есть задание «рапид», по которому они всё делают в сильно замедленном темпе. Прорыв в развитии огромный. «17-летний мальчик с аутизмом, который всю жизнь ходил за ручку с мамой, начал ездить на занятия самостоятельно, – говорит Екатерина Ферапонтова. – Одиннадцатилетняя девочка Катя первые два месяца занятий сидела под стулом, и мы даже не понимали, умеет ли она общаться. Это обычное явление при аутизме. Сейчас её волнует больше всего, как объяснить нейротипичному мальчику, с которым у неё возникли здесь романтические отношения, что предметом её обожания стал новый участник проекта. Это опровергает все стереотипы и мифы о том, что при данном диагнозе люди не могут чувствовать, любить, сопереживать».О результатах участия в театральной постановке лучше всего могут сказать близкие ребят. Бабушка 10-летней Кати до сих пор не может поверить, что внучка теперь может выступать перед публикой: «Диагноз ей поставили в полтора года, когда она пошла в ясли, – говорит Любовь Васильевна. – Мы сразу стали очень много заниматься, очень помог фонд «Время РАСсвета». А театральная студия – её самое любимое место, с такой радостью идёт, хотя считается, что аутисты не испытывают эмоций». Мама 9‑летней Евы Дарина радуется, что дочь научилась выражать свои эмоции, меньше стала нуждаться в тьюторе (она посещает ресурсный класс в обычной школе), дома стала играть с младшей сестрёнкой. А мама 8‑летнего Илюши Вера отмечает, что у сына впервые возникла заинтересованность в происходящем вокруг, речь стала более чёткой и осознанной, а главное – у него появились друзья. Спектакль «навстречу» У режиссёра Льва Харламова был успешный опыт театральной работы со взрослыми людьми с психическими заболеваниями. С «особенными» детьми он занимается впервые. «Мы не шли к спектаклю как к результату, нас интересует сам процесс и те изменения, которые происходят в детях, – поясняет Лев Юрьевич. – Наша задача и была в том, чтобы через творчество раскрыть детей, сблизить их, научить взаимодействовать с внешней средой, с другими людьми. А спектакль скорее повод поговорить со зрителем на очень актуальную тему толерантности и инклюзии».Спектакль называется «Аут оф миф, или Я/другой». Режиссёр определил для себя его жанр как «спектакль навстречу». Это очень серьёзный разговор нового уровня о толерантности, об инклюзии, о взаимоотношении разных людей, о так называемой норме социального поведения. «Я хочу задать вопрос зрителям: дети с РАС, вступая во взрослую жизнь, должны научиться нормам социального поведения, которые приняты в обществе? Или, наоборот, общество должно понимать особенности людей с РАС? – поясняет режиссёр. – Потому что аутизм – это не психическое заболевание, это не задержка развития, это просто особенность нейроструктуры мозга. И понимание того, что эти люди другие, что они существуют по другим внутренним законам, даёт возможность прямого и честного общения с ними, без необходимости кардинально менять их во вред им самим. Очень важно почувствовать другого человека, понять, что все люди разные, и очень важно найти другого в себе. К этому мы стремимся, и об этом спектакль, который нацелен скорее на взрослых зрителей, чем на детей». Благотворительные спектакли юных артистов начнутся уже на этой неделе.