Ержан Танаев: стрит-арт-художник из культурной столицы Казахстана
Встретить мурал в Алма-Ате можно, пожалуй, в каждом районе и часто — в самых неожиданных местах. Иногда в пределах одного квартала фасады сразу нескольких домов украшены масштабными рисунками. Так, на улице Шаляпина в спальном районе на юго-западе города в глаза бросается несколько картин: разноцветные пиксели на всю стену; девушка, окруженная дикими животными; космонавт, парящий над бесконечным полем с цветами.
На проспекте Аль-Фараби, с фасада корпуса во дворе, на вас будет смотреть средневековый философ, в честь которого названа эта объездная дорога на юге города. Работа принадлежит как раз Ержану Танаеву и его другу Али Закиру. Они создали творческий тандем около 15 лет назад, когда увлеклись граффити, учась в Алматинском колледже декоративно-прикладного искусства. Сегодня их знают как команду Tigrohaud Crew ("Тигрохауд крю"), участвующую в фестивалях и украшающую стены домов по всей стране.
Начало пути
"Изначально мы умели просто рисовать портреты, но ничего не понимали в стиле", — вспоминает Ержан первые шаги в жанре граффити. — Впоследствии узнали, что есть разные стили, шрифты, граффити-персонажи, которые называются кэриками".
По словам художника, увлечение муралами появилось не сразу. Все начиналось с небольших граффити, то есть надписей характерным шрифтом, сделанных баллончиками с краской.
"Развивались постепенно, мало было информации про граффити, сами как-то находили баллончики какие-то китайские, — вспоминает Ержан. — На тот момент у нас в Алма-Ате был только один мурал. Его нарисовали россияне — "310-я группа". Эта работа до сих пор есть, она на главной улице — Назарбаева. Там портрет мужчины в стиле американских комиксов".
Рисование на многоэтажных зданиях — занятие довольно экстремальное, и, по словам Ержана, первая возможность себя проявить появилась после приглашения нарисовать муралы в городе Талдыкорган вместо более возрастных художников, отказавшихся браться за заказ.
"Им стало страшно рисовать на высоте", — говорит, улыбаясь, Ержан.
"Мы там нарисовали три мурала: первый не по нашим эскизам, не особо нам понравился, остальные уже по нашим — нарисовали космонавта нашего (Айдына Айымбетова — прим. ТАСС), большой портрет, очень хорошо получился. И Геннадия Головкина (боксера — прим. ТАСС) еще нарисовали", — рассказывает Ержан.
После этих работ начали поступать предложения от администраций (акиматов) разных городов — как родной Алма-Аты, так и Нур-Султана, Костаная, Павлодара. Всего, по словам Ержана, на данный момент они с Али создали около 40 муралов по всему Казахстану.
Главные работы
Среди работ тандема Tigrohaud Crew, сделанных в Алма-Ате, Ержан считает лучшими портрет философа Аль-Фараби, а также мурал "Пусть всегда будет солнце". Первая любопытна еще и тем, что возвышается над футбольной площадкой во дворе. Корреспондент ТАСС как раз застал момент, когда на ней мальчишки гоняли мяч. Создавалось ощущение, что философ X века с интересом смотрит футбол.
Мурал "Пусть всегда будет солнце" изображает на фасаде пятиэтажного дома мальчика, рисующего солнце. Он расположен на улице Сауранбаева на севере Алма-Аты, которая стала пешеходной и почти по всей длине обустроена детскими площадками.
"Мальчик, который рисует солнце, — это, наверное, наш самый известный мурал в Алма-Ате. Мы рисовали его прошлой зимой ко Дню независимости 16 декабря. 14-го должны были уже закончить. Рисовали вдвоем при минус 15 градусах. Мерзли, но рисовали и сделали за три дня", — вспоминает Ержан.
По его словам, хотя и получилось здорово, но решили больше не рисовать зимой, потому что "даже по технологии это неправильно — может быть стена замерзшая и капли могут выступать".
При этом лучшим из всех муралов в Алма-Ате Ержан считает работу другого художника — изображение егеря, держащего на руках детеныша сайгака. Абсолютно завораживающий мурал расположен на улице Жарокова в южной части города. Автор — нидерландский художник Тельмо Пипер, посвятивший свою работу на фестивале Mural Fest в 2019 году егерю Ерлану Нургалиеву, которого убили браконьеры, охотившиеся на сайгаков.
"Это очень крутой художник, нам всегда нравился. Жаль, не получилось с ним лично встретиться", — отмечает Ержан. По его словам, эта работа выделяется среди всех в городе именно исполнением, несмотря на то, что имеет и смысловую ценность.
"Если честно, я на муралы смотрю не как на что-то социальное, не ищу какой-то посыл. Я оцениваю визуальное: композицию, цвета, стиль, рассматриваю с художественной точки зрения", — делится Ержан.
Как рисовать на стенах?
Первый вопрос, который возникает у человека при взгляде на картину размером с фасад высотного здания, — как они это делают?
"Сперва подготавливается стена, ее ремонтируют при необходимости, — объясняет художник. Мы к этому отношения не имеем, но, когда все готово, начинаем рисовать. В основном используем проектор, с помощью которого отмечаем ночью контуры рисунка".
Используют обычный офисный проектор для презентаций, который подключается к ноутбуку, и рисунок в ночное время четко отображается на стене.
"Стараемся передать весь рисунок с тенями, переходами, если видно. А на следующий день начинаем рисовать красками", — говорит Ержан.
Муралы рисуют с помощью автомобильных подъемников. По словам Ержана, удобнее всего — баллончиками, даже мелкие детали. Если композиция содержит большие однотонные фрагменты, можно использовать водоэмульсионную краску и малярные валики.
На 1 кв. м стены уходит в среднем один баллон краски, который стоит около 3 тыс. тенге (примерно 500 рублей). Если считать, что поверхность фасада девятиэтажного дома — примерно 270 кв. м, то получается, что мурал обходится в 810 тыс. тенге (около 135 тыс. рублей). Предполагаемые расходы на краску художники при планировании мурала включают в гонорар. На создание картины такой величины, по словам Ержана, уходит около пяти дней.
Работа в команде и дальнейший рост
Друг и партнер Ержана по творчеству Али рассказывает, что у каждого из них есть предпочтительное направление и жанр. Так, они распределяют между собой фронт работ при получении того или иного заказа.
"В основном портреты делает Ержан. Мне больше интересны выдуманные персонажи, кэрики, как их называют. Он также больше рисует шрифты разные", — рассказывает Али.
При этом Али отмечает, что их тандем никогда не повторяется в творчестве.
"Мы как художники растем. Например, старые работы нам уже не интересны", — говорит он. По словам Али, гораздо интереснее участвовать в фестивалях, где есть творческая свобода, нежели выполнять коммерческий заказ.
Художник отмечает, что в Казахстане муралы массово стали появляться менее десяти лет назад и по уровню развития этого искусства стране пока далеко до западных. Поэтому за вдохновением и новым опытом они стараются выезжать за границу. Tigrohaud Сrew удавалось не только побывать, но и поработать за рубежом, например в Индии и Норвегии.
"Участвовали в фестивале Meeting of Styles ("Митинг оф стайлз") в 2019 году в России, в Смоленске. Были ребята из Бразилии, Аргентины, Германии, Мексики. От Азии были только мы, ну и местные ребята из России, — вспоминает Али. — Это было не соревнование, а встреча стилей разных художников со всего мира. Было не просто весело, но и очень способствовало профессиональному росту".
Отношение граждан и цензура
Жители Алма-Аты относятся к муралам по-разному: кто-то всецело поддерживает такой вид искусства, кто-то — не против, но не на том доме, в котором живет.
"Я за более традиционную архитектуру", — пояснила корреспонденту ТАСС жительница одного из районов города.
Но большинство граждан, похоже, вполне одобряют красочные рисунки на зданиях.
Ержан рассказал, что организаторы фестивалей, на которых и рождается большая часть муралов, согласовывают эскизы работ не только с городскими властями, но и местными жителями, чтобы потом от них не было претензий.
"Недавно один мурал отменили только из-за жителей. В Астане (прежнее название Нур-Султана — прим. ТАСС) должен был быть портрет хирурга молодого, который умер в прошлом году, но жители отказали", — отмечает художник. При этом он подтверждает, что в основном отношение людей к этому виду искусства позитивное.
По словам Ержана, все эскизы предварительно утверждаются властями, это иногда занимает довольно много времени. Как отмечает художник, определенная цензура, безусловно, присутствует. Он сам не испытывает потребности в творчестве с социальным или политическим подтекстом, но есть примеры художников, рисующих именно в таком жанре и без согласования с властями.
При этом и творчество Ержана и Али некоторые правоохранители не поняли.
"Шли как-то, увидели хорошую стену, думаем, почему бы не нарисовать. Закира была моей девушкой тогда, сейчас жена, захотели портрет ее нарисовать. Начали намечать контуры, как приехал полицейский и сказал — стирайте. Повезло тогда нам", — вспоминает Ержан. Обошлось без штрафов, но пришлось тратить краску, чтобы скрыть начатый рисунок.
Говоря об общем отношении казахстанцев к стрит-арту, Ержан отмечает сознательность общества: муралы почти никогда не портят хулиганы, что-то пририсовывая или приписывая. Хотя часто это небольшие работы, до которых легко дотянуться. А на вопрос, почему именно в Алма-Ате так много муралов, художник ответил коротко: "Потому что это культурная столица Казахстана".
Беседовал Михаил Егиков