"Мама, я блогер!" в Центре им. Вс. Мейерхольда
"Вахтанговский практикум" - это молодое творческое объединение выпускников Щукинского института (курс имени Владимира Поглазова). Ася Князева - инициатор объединения, художественный руководитель и главный режиссер труппы, состоящей из двадцати человек - уже поставила с актерами спектакли "Идеалисты и циники" по рассказам А.П. Чехова, "Без кофеина и никотина" по современной драматургии, "Пиноккио. Сны Улитки" по мотивам сказки К. Коллоди. Очередная работа коллектива - обращение к недавно написанной пьесе драматурга и критика Александры Стрижевской. История мамы-блогерши и ее взрослеющей дочери оказалась остро современной и весьма актуальной. Зачем человек по собственной воле делает достоянием всего соцсетевого пространства свою приватную жизнь? Сегодняшний ли мир требует у матери выставлять себя и своего ребенка на всеобщее обозрение? На эти сложные и волнующие общество вопросы режиссер и вся команда искали ответы на каждой репетиции, пока готовилась премьера. Этот дискурс был предложен и зрителю. Как влияет блогерство на человеческие ценности и есть ли выход из неизлечимой зависимости от соцсетей каждый в зале решал сам. Фото: Софья Кирис/Ревизор.ru По большому счету спектакль повествовал о вечных человеческих проблемах - трудностях взросления, непонимания, одиночества, которые воспринимались через узкий глазок камеры смартфона. Мать, инстадива, жила исключительно на публику соцсетей, используя дочь с самого рождения для привлечения подписчиков, зарабатывая деньги. А когда интерес к блогерше пропал, заработок исчез, мать объвинила во всех бедах своей жизни дочь. У Аси Князевой получился динамичный спектакль, где при драматизме развития велика доля лирической составляющей. Ангел-хранитель или аист (Антон Власов), приносящий души будущих детей получил дополнительную сцену в финале спектакля. Режиссер специально просила драматурга изменить конец пьесы. Актриса Аня Карабаева сотворила свою героиню Зою искренней, полной нежности к новой жизни, зарождающейся в ней, и вызвала сильный эмоциональный отклик зала. Молодежный сленг в тексте пьесы, сценические типажи подростков, кислотные цвета одежды одноклассников Зои, их особенный make up (художник по гриму Ксения Семёнова) создавали узнаваемые реалии сегодняшнего дня. Руслан Погодин (Миша, друг Зои), Тамара Пармёнова (Элина, подруга Зои), Георгий Шимоненко (друг Миши) вылепили убедительных тинейджеров. Вызывающе яркая мамаша (Софья Игрушкина), ежесекундно готовая выйти в эфир, создавала резкий контраст дочери. Ранняя беременность 17-летней девочки вызвала у нее меньше стресса, чем разбитый дочерью смартфон. В конце концов дочь смогла защититься от маминых требований маминым же оружием онлайн эфира, выставив ее напоказ. Сцена из спектакля "Мама, я блогер!". Фото: Софья Кирис/Ревизор.ru Оригинальное оформление пространства сценографа и художника по костюмамАнастасии Романцовой было украшено только неоновыми вывесками-указателями мизансцен: дОма, в школе, в больнице, на улице. Собственно оригинальность заключалась в отсутствии декораций, но в обыгрывании пяти дверей, которые есть в сценической части зрительного зала. На дверях светились привычные зеленые таблички "выход", которые в процессе развития сюжета могли трактоваться по-разному. Обилие дверей создавало множество векторов передвижения всех участников, создавая пластику пространства и его многозонального обживания. Это рождало полифоничность восприятия мизансцен и общей партитуры спектакля. Композитор Вячеслав Жуков предпочел, чтобы музыка была не особенно заметна в общем звучании спектакля. Он использовал цитату из "К Элизе" Бетховена, "затертую до дыр" в самоиграющей игрушке. Режиссер спектакля Ася Князева, представитель театральной династии, внучка режиссёра и народного артиста РСФСР Александра Леонидовича Дунаева, дочь народного артиста РФ Евгения Князева, очень вдумчиво и критично подошла к проблеме блогерства. У этого явления эпохи развитого интернета и безграничного общения есть защитники и противники. Ася высказала свои мысли и рассказала о работе над постановкой в эксклюзивном интервью для Ревизор.ru. Режиссер Ася Князева отвечает на вопросы СМИ. Фото: Софья Кирис/Ревизор.ru Вас назвали в честь Тургеневской Аси? Не совсем. Меня назвали в честь моей прабабушки. Но у неё были польские корни и ее имя звучало как "Аща", на русский язык оно пришло как Ася. Поэтому никак с Тургеневской Асей не связано. Да и я никогда не была похожа на тургеневскую девушку. А наша героиня, Зоя, является Тургеневской девушкой? Я думаю, что да. Такие образы чистой и невинной девушки часто встречались в драматургии. Девушка, светлая молодая душа, которая ждёт прекрасного будущего, мечтает. Зоя говорит об этом в монологе. Но есть проблема столкновения души с той реальностью, в которой ты живешь и должен предпринимать какие-то важные решения. Бесприданница Островского тоже пример. Мать ей внушала, что замуж надо выходить с умом. Это проблема вечная, просто меняются обстоятельства вокруг. В спектакле мать решает судьбу дочки с точки зрения взрослой и мудрой женщины. Зоя также остро и больно это все воспринимает. Она защищается от своей матери, берет в руки телефон. Актриса Софья Игрушкина, которая играла мать, считает, что ее героиня отрицательный персонаж. Но мать же не специально злодей, особенно по отношению к собственному ребёнку. Со стороны мы видим, что для дочери это мучения. Но мать уверена, что она не мучает Зою. Она искренне верит в то, что делает для неё только самое лучшее. У матери была послеродовая депрессия, и муж ей подарил телефон. Она не вылечилась от этой болезни, а взяла телефон и начала снимать. Поймала тот самый дзен: ты отстраняешься и смотришь на все через камеру. Она стала смотреть на дочь через объектив. Фото: Софья Кирис/Ревизор.ru Что вы транслируете зрителю? Вы упомянули, что вам в пьесе Александры Стрижевской понравилась как бы "антипьесность" быстрой смены сцен? Я надеюсь, что смогла передать через спектакль, что Зоя родив ребенка, родила по сути куклу, а не человека. Эта пьеса меня раздражала, когда я ее читала первый раз. Мне она не понравилась. У меня с ней был спор. Пьеса заканчивается тем, что они радуются рождению ребёнка. Я звонила драматургу, чтобы мы ещё подумали над ангелом. Я объяснила в каком направлении мне интересна эта пьеса. Я попросила у автора разрешения и добавила сцену ангела. Ангел входит и с грустной улыбкой берет куклу - это наша придумка. Они родили не человека. Я не активный пользователь социальных сетей. Хотя мы развиваем это, занимаемся рекламой, продвижением проектов и прочее, нам приходится смириться с этими правилами. Но мне всегда казалось, что есть тайна у театра: репетиции, гримерка, нанесение макияжа и так далее. А сейчас со всеми социальными сетями тайны уже нет. У меня внутри все время идет размышление. Эта пьеса соответствует теме, поднятой во мне, потому что есть всегда некая тайна жизни, которая последние 4-5 лет активно выносится напоказ. Зритель уже все знает. Грим - это рождение персонажа, репетиция - это поиск, погружение. Спектакль - это выход. Тайну надо где-то сохранять. Парадокс театра: все, что искусственно, становится на сцене жизнью, а все, что казалось жизнью, становится искусством. Как сказал А.С. Пушкин: "Над вымыслом слезами обольюсь". Сцена из спектакля "Мама, я блогер!". Фото: Софья Кирис/Ревизор.ru Ваши персонажи одеты в яркие "прикиды", уличный кэжуал стиль, некий китч. Да, мы осознанно его внедрили, сделали более художественным. Мы шли от модных тенденций - яркие цвета, неон, нанесение макияжа. Наше лицо -полотно, на котором мы рисуем картину, так говорят Бьюти-блогеры. Это попытка защититься от этого мира, спрятаться за маской. Из-за страха открыться мать Софья сделала в самом начале спектакля такой маккияж-контуринг. Это защитная маска. Она растушёвывается и становится твоим лицом. Потом Софья взяла камеру и спряталась от ситуации, затем от своей дочери. Главное, чтобы маска не срослась с нашим лицом, особенно в каких-то важных вещах, таинственных вещах жизни, которых нам не дано понять и постичь. Есть ли душа? Откуда она приходит и куда уходит? Великая тайна рождения и смерти. Но сегодня маски, блогерство - это реалии, в которых нам предстоит жить. А искусство - это переосмысление жизни и человека. В спектакле мы стремились к утопическому жанру: а что будет, если это будет у всех и всегда? Тогда все станут куклами и рождаться будут куклы. Как у вас идет процесс придумывания спектакля, как в голове "бегают" режиссёрские мысли? Это таинство. Иногда ты не можешь выразить это словами. В каждом спектакле все происходит по-разному. Не бывает ключа от всех дверей, иначе это уже отмычка. Эта пьеса меня творчески раздражала. Я стала в неё вкладывать все, что меня раздражает - специально, чтобы все мелькало, неон, кисортные цвета костюмов, чтобы была музыка раздражающая противным звуком "К Элизе". Все свалить в кучу, и в этом искать что-то хрупкое, которое имеет место быть. На пресс-конференции вся команда участников, да и журналисты, похоже, были по разную сторону баррикад относительно проблемы блогерства, а Вы? Как сказал наш композитор Вячеслав Жуков, я тоже не очень приветствую это все. Помимо блога есть ещё влоги - это твоя личная жизнь. Я это не принимаю. Интернет все помнит. В спектакле есть смешная игра слов, получается два эфира. Один - прямой, второй эфир - где живут музы и ангелы, где тонкие материи. Художник, писатель, композитор ищет ответы на вопросы, что такое человек в глубоком философском смысле. Через призму своего творчества они разговаривают, размышляют, думают об этом. Даже в театре мы говорим именно о людях, иначе зачем нужно искусство. Оно должно как-то проходить через нас. А блогер рассказывает прямо о своей жизни, что съел, как сделал ремонт и т.д. Сейчас так делают уже и обычные пользователи сети. Да, наверно это нужно и для заработка. Но нельзя путать художника и блогера. Мать Софья, даже не понимая, говорит о своей дочери не как о человеке, а как о каком-то предмете. Это страшно. Она делает из человека манекен, витрину, она умертвляет человека. Это обратная сторона блогерства. А в творчестве должно быть место вымыслу, который потом становится правдой, над которой ты потом обольешься слезами. Блогерство зеркалит все с точностью наоборот. В то время как у художника даже из камня может возникнуть человек. Опасно то, что, например, ребёнок делает какую-то глупость с точки зрения взрослого, а на самом деле он плачет и мучается от какой-то проблемы. А родители снимают это, чтобы показать, какой у них нелепый ребёнок, вместо того, чтобы помочь ему. То, что может быть смешным в прямом эфире, в реальности может восприниматься совсем иначе.