Свобода — в честности и доброте. Три трактата Жан-Жака Руссо об идеальном обществе
Жан-Жак Руссо был одним из немногих среди своих современников, кто отстаивал интересы бедных слоев населения. Критиковал не только религию, но и атеизм, считал, что развитие культуры ведет к деградации общества. Руссо призывал всех вернуться к природе, к истокам чувственного, предлагал свою программу преобразования социума и власти. И еще, конечно, его идеи стали одним из главных источников вдохновения для Великой французской революции.
Будущий философ появился на свет в 1712 году в семье часовщика. Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием занимался отец мальчика — Исаак Руссо. Тот очень тяжело переживал потерю возлюбленной, но сын стал для него отдушиной, и все свободное время он посвящал своему ребенку. Маленький Руссо очень любил читать, и вместе с отцом они могли сутки напролет зачитываться жизнеописаниями разных мыслителей, работами античных философов, а самым любимым автором для него стал Плутарх.
Когда Руссо исполнилось 16 лет, он решил покинуть родную Женеву и начать взрослую жизнь. За это время успел перепробовать множество профессий: он был учеником нотариуса и гравера, работал наставником, педагогом у детей знатного сословия, был лакеем в доме аристократов, даже получил должность секретаря у одного чиновника. Но все это было не для него и, более того, отвлекало от любимого занятия — чтения. Кроме того, Руссо обнаружил в себе еще один талант — к сочинительству музыки, и жизненная неустойчивость нисколько не способствовала творчеству.
Переломным моментом стала для него середина XVIII века, когда он познакомился с энциклопедистами (в этот кружок он попал благодаря знакомству с просветителями Дени Дидро и Фридрихом Гриммом; всего для энциклопедии Руссо написал более 300 статей), а еще принял участие в конкурсе трактатов на тему "Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов", который устроила Дижонская академия наук, искусств и литературы. Тогда он представил работу, суть которой заключалась в простом утверждении: просвещение вредно, и сама культура — ложь и преступление. Юного философа наградили премией, и о Руссо заговорили.
Руссо отличался особой внимательностью к деталям, праздному обществу он предпочитал уединение на лоне природы, где мог свободно предаваться размышлениям. Его любовь к природе была до болезненности чувственной, всю свою жизнь он стремился к естественности, искренности, ведь именно в этом он видел настоящую добродетель. И именно эта честность помогала ему затрагивать те тонкие струны души человека, до которых не могли добраться даже самые прославленные поэты. Рассказываем о трех главных произведениях философа и писателя, которые стали вдохновением не только для деятелей его поколения, но и не теряют актуальности в философии до сих пор.
"Новая Элоиза"
1757–1760
Это один из важнейших романов в творчестве Руссо, и, к слову, если вы незнакомы с работами этого философа и писателя, то можно начать именно с "Элоизы". Это роман в письмах, сентиментальная история двух влюбленных — учителя самого простого происхождения Сен-Пре и его ученицы, дочери барона Юлии д’Энтаж. Родители девушки против такого брака, а мать, найдя ее переписку с юношей, умирает от расстройства и переживаний. В конечном итоге девушка соглашается на удачную партию, что подобрал ей отец, а Сен-Пре отправляется в кругосветное путешествие. Спустя годы они снова встретятся, она уже замужняя мать двоих детей, а он — все такой же простой человек. В своем последнем письме Юлия признается, что никогда и никого не любила больше него.
Свою "Элоизу" Руссо написал под впечатлением романа "Кларисса" Сэмюэла Ричардсона. Он, так же как и работа Руссо, написан в эпистолярном жанре и тоже касается нравственных, моральных и любовных вопросов — вопросов преданности, верности и чистоты. Как Ричардсон, Руссо помещает в центр сюжета трагическую историю девушки, которая борется с соблазнами во имя настоящей любви и целомудрия и в этой борьбе погибает.
Не зря "Элоизу" называют одним из главных романов эпохи сентиментализма. Руссо прекрасно изображает здесь чувственность, нежную и чистую душу, его герои утопают в сантиментах и следуют лишь одному голосу — голосу собственных чувств, которые идут, конечно же, из самого сердца. Такова была одна из главных идей Руссо как философа. "Новая Элоиза" стала знаковым романом своего времени, трудно вспомнить какое-то другое произведение XVIII века, которое переиздавалось столько раз (только за 40 лет после первой публикации работу издавали еще 70 раз).
"Элоизой" зачитывались представители разных сословий и убеждений, обществу нужны были изменения, и они чувствовали это в романе Руссо. Тот не был оратором, не постулировал какие-то догматы, не устраивал на страницах своей книги моралите. Писатель говорил от чистого сердца, и потому его слова были убедительными и искренними. Многие тогда сторонились Вольтера и Дидро, которые будто стремились только к разрушению в своих философиях. Благородным же людям хотелось избавиться от испорченности, лжи и искусственности. В сближении с природой они видели ответы на свои вопросы.
"Эмиль, или О воспитании"
1762
Именно это произведение сам Руссо считал главным в своем творчестве. Здесь, можно сказать, он систематизирует те идеи, которые отрывочно излагал в "Элоизе". Это его размышления о религии, и в частности о воспитании человека. Он нарочно облекает свой философский трактат в форму романа, что привлекало отцов и матерей, обычных людей. Тем временем на самом деле это, конечно, не развлекательное чтиво. Руссо критикует сложившуюся тогда систему воспитания и преподавания, подталкивая своего читателя к особым размышлениям о переменах.
Этот трактат состоит из пяти книг: первые три — об Эмиле-ребенке, четвертая — об Эмиле-подростке, и заключительная посвящена его общественной и семейной жизни. Главная идея Руссо, которую тот исследует в работе, — отношения между человеком, индивидуумом, и обществом. Через взросление своего героя автор наблюдает, как он может сохранить свою добродетельность, доброту и чистоту, данные ему от природы, находясь при этом в сложном политической и социальной структурах.
Здесь же Руссо выделяет три этапа воспитания человека: природой, вещами и человеком. В "Эмиле" мало житейских забот и надоедливых хлопот, множество вещей, с которыми сталкиваются родители или педагоги, решаются как бы шутя. Руссо говорит, что ребенка можно воспитывать без принуждения, без наказания и уж совершенно точно без насилия и битья. Руссо начинает свой роман словами: "Все хорошо, при выходе из рук Творца: все портится в руках человека". Так он говорит, что прогресс и развитие — это дело рук людей, а не божественного промысла.
Рассуждения Руссо о религии затронули всех — и верующих, и атеистов. Последних — особенно, ведь рациональному мышлению он противопоставлял чувства, отказывался от дерзких шуток и сарказма, коими пестрили работы атеистов. А верующих автор раздражал своим отказом от чудес Библии, и все-таки хоть и не так однозначно, но отвергал религию как таковую. Результатом этого возмущения, к слову, стало, как всегда, огромное внимание, особенно со стороны тех, кого позже будут называть интеллигенцией. Они в Руссо увидели мученика и мессию новой мысли.
"Общественный договор"
1762
Пожалуй, это одно из главных сочинений Руссо, "Общественный договор" как никакой другой роман охарактеризовал рационализм и отношение к социуму того времени. И именно он имел огромное политическое значение и оказал большое влияние на революцию, которая разразилась во Франции ближе к концу XVIII века.
Суть этой работы очень проста, и начинается она со знаменитой фразы: "Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах". Человек по своей природе свободен, и сковывает его лишь общественный порядок. Тот, в свою очередь, не дается природой, а создается людьми на основе разных соглашений. Значит, наша задача — как раз и разобраться, в чем их суть.
Руссо рассуждает о положении человека в семье, о том, как беззащитные дети привязаны к родителям. Те, в свою очередь, обязаны защищать своего ребенка: семья, утверждает автор, — это первый формат общества в жизни человека.
Государство у Руссо — более масштабное и особенное общество, где все равны либо где слабые подчиняются сильным. Однако он отрицает превосходство последних, так как их права закончатся так же быстро, как и их сила. Он говорит о том, что в целом счастливое общество — это такое, где его участники договорились обо всех устоях и главных понятиях до того, как вступили в это самое общество.
В своем трактате Руссо описывает идеальное государство, где человек в обмен на полную свободу и защиту полностью себя посвящает обществу. Однако, утверждает автор, главное в таком социуме — соблюдение законов, установленных им: когда же оные нарушаются, тот, по чьей вине это произошло, должен потерять все — и протекцию, и свободу.