Созависимость при алкоголизме. Как вернуться к нормальным отношениям?

Людей, которые «Я» произносят намного реже, чем «МЫ», и буквально растворяются в проблемах другого, можно назвать созависимыми. Отягчающим в этом вопросе считается история, когда зависеть человек начинает от партнера с алкогольной тягой.

Психологи говорят, что в таком положении люди испытывают постоянную тревогу. Созависимые живут в режиме ожидания очередного запоя или выпитой рюмки своего партнера. Забывают о себе и своей семье, они полностью растворяются в проблеме другого. Как отличить помощь от созависимости, рассказала Уна Журавлева, ведущий психолог тюменского регионального центра «Семья».

Что значит созависимый от алкоголика?

— Здесь лучше объяснить на примере. Если ваш партнер зависим от алкоголя, при этом не имеет значения, сколько он пьет, а вы остаетесь на позиции «это его выбор», да, вы этого не поддерживаете, не одобряете, но мысли в голове сконцентрированы на другом, вас не волнует, напьется он завтра или нет, — то это НЕ созависимость. Вы даете ему возможность самостоятельно принять решение и даете понять, что будете рядом, когда партнер попросит о помощи.

Но если вы постоянно об этом тревожитесь и думаете, когда другой выпьет, переживаете о чужом здоровье, представляете себе этот момент и действо, — то вы созависимы. В голове у вас примерно такие мысли: «Зачем он пьет? У него больное сердце, как он это переживет? Завтра ему будет так плохо. Придет он с работы пьяный или трезвый, я не знаю?» Если тревожность вот так вас окутывает, то это созависимость. Дети, которые уговаривают папу или маму не пить, выливают алкоголь в раковину — они тоже попадают под это понятие. И это не поддержка или помощь. Помощь — это другая история. В ней вы не берете на себя роль психолога или нарколога, вы даете номер телефона человеку или вызываете скорую.

Чем опасно это состояние?

— Это значит жить в напряжении от мыслей, увидишь ты своего партнера трезвым или нет, 24/7. Даже если человек напивается один раз в год, но в отпуске отрывается по полной, то вся семья может впасть в состояние ожидания этого момента. Это сильная тревожность и напряжение, в таком состоянии ребенок не может учиться, а взрослый человек работать, добиваться поставленных целей. В созависимых отношениях люди словно растворяются в проблемах другого.

Для детей это очень болезненное состояние, когда, например, мама кричит: «Ты опять пьешь», а папа ей в ответ «Пошла вон!» Ребенка, как снежный ком, накрывает сразу несколько эмоций: и за маму обидно, и за отца «испанский стыд», некоторые дети начинают думать, что родитель пьет из-за него, что он такой неудачник. Тревога отражается на всем, она словно сковывает, не дает ничего делать, может сопровождаться беспричинными страхами и другими опасными состояниями.

Бросать, терпеть, бороться? Какие могут быть последствия для психики при всех этих действиях?

— Категоричного ответа на такой вопрос просто не может быть. Но ввиду своей практики в центре профилактики борьбы со СПИДом, где немало тех, кто завязал с алкоголем и инъекционными наркотиками, могу поделиться одним интересным наблюдением. На мои вопросы: «Как на вашу зависимость реагировали близкие и как на них реагировали вы, когда решили завязать?» зависимые отвечали: «Нравоучения, угрозы, шантаж — все это только вызывало раздражение». Так им было проще формировать для себя мотивацию выпить: «Вот вы меня все раздражаете, у меня стресс — пойду выпью». Стать чистым и от алкогольной, и от наркотической зависимости — помогает лишь внутренняя мотивация.

Фото Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Что делать, если алкоголик не бросает пить, а ты не хочешь бросать алкоголика?

— Когда за человеком никто не бегает со своим мнением, только тогда он и может пройти все стадии принятия — прийти к решению о здоровом образе жизни. Но отпустить второму эти отношения будет непросто, вернуться к себе сложно, особенно самостоятельно, потому что созависимый тоже свои действия хорошо мотивировал, возьму, например, только такую фразу: «Он без меня умрет, если я его брошу». Но надо понимать, что в созависимых отношениях жизнь сложно назвать таковой.

Можно с таким запросом обратиться к специалисту, не рекомендую к близким, которые тоже начнут давить, родители могут сказать: «Я же тебе говорил(а), уходи от него!», родители зависимого, напротив, скажут: «Потерпи, он же хорошо зарабатывает». Каждый человек обслуживает свои интересы. А психолог — он на работе, он слушает и слышит с профессиональной точки зрения, не оценивает вас с моральной стороны, его задача правильно применить свои знания и навыки — все. Рассказывать о себе психологу — это безопасно.

Что делать, если я созависим от своего пьющего ребенка? Не смогу его бросить.

— Таким людям вначале хочется посочувствовать, потому что для них это трагедия, горе горькое настолько, что сложно подобрать какие-то слова, чтобы описать их эмоциональное состояние. Тут не может быть никаких рекомендаций, если вы в созависимых отношениях со своим сыном или дочерью, прекратите себя мучить — отправляйтесь к психологу. Это как зубная боль — вначале болит немного, потом периодически проходит, а в итоге болит так, что жить невыносимо, если, конечно, не идти к стоматологу. В нашем случае поможет психолог.

Специалист научит как сменить фокус внимания от зависимого, научит не контролировать другого даже в мелочах. Склонность к спасательству ослабнет тогда, когда вы сможете увидеть и другую сторону происходящего. Необходимо, чтобы чувство вины перестало над вами довлеть.

Нужно будет вернуться к себе — к материнству, к отцовству.

Вербализировать, проговорить все свои страхи. Прийти к тому, что, да, вы Лариса Ивановна, мать зависимого сына, но это не вся ваша жизнь. Чтобы спасти зависимого, как бы это странно ни звучало, надо помочь себе — прийти снова к своему «Я». Позвольте взрослому ребенку решать проблемы самостоятельно, в созависимых отношениях ваше общение будет строиться на претензиях и неоправданных ожиданиях.

Как перестать быть созависимым и вернуться в нормальное состояние?

— Зависимость от другого формируется годами. И выйти из нее за один день или неделю не получится. В голове нет какого-то тумблера, который можно взять и отключить. Например, мне 43 года, из которых 20 я живу с зависимым человеком, и если я вдруг поняла, что мои отношения созависимые, то фразой: «Все, ты свободен» ничего не решится. У созависимых в голове ментальная жвачка постоянно, практически все дни напролет они только и думают, что с этим можно сделать. Поэтому надо отстраниться от этих мыслей. Начать с собственных интересов.

Принять, что не все в ваших силах изменить, и, может быть, вам придется с этим жить или расстаться, но понять, что это не вся ваша жизнь, лишь ее часть. Помощь можно поискать в кабинете психолога и даже психиатра, потому что у созависимых могут быть скрытые депрессии, они совсем не отдыхают, могут потребоваться медикаменты для того, чтобы нормализовать здоровье.

Часто созависимые свое здоровье совсем не контролируют. У них бывает много соматических заболеваний. Специалист поможет вам разобраться, почему вообще так сложилось, что вы тот человек, который сильно тревожится за другого, может, это история из детства.

В состоянии тревожности самостоятельно это анализировать будет трудно. Понимаете, человек не может контролировать тревожность и беспокойство в созависимости, скорее наоборот, зависимость берет власть над человеком. Но выйти из любого, даже самого сильного состояния зависимости можно, главное получить помощь в безопасном и профессиональном месте.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.

Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»