Первая в Челябинске женщина-подполковник ГИБДД: “Учить детей правилам дорожного движения мы начинаем еще до рождения”

Ирине Аркадьевой 47 лет, она – заместитель начальника в отделе пропаганды безопасности дорожного движения областного управления ГИБДД. Её команда организует знакомые всем со школы уроки поведения на дорогах, правильного управления велосипедами и самокатами, акции и конкурсы рисунков.Недавно Ирина получила звание подполковника – стала первой женщиной в челябинском ГАИ, надевшей погоны с двумя звездами. Как научить детей правилам безопасности на дороге ещё до рождения и какова судьба женщины-ГАИшника, Ирина рассказала «Хорошим новостям». – Можно услышать, будто в России процветает мужской шовинизм, дескать, в стране нет равноправия между полами, и на этом фоне у нас в областном ГИБДД на месте зам начальника отдела – женщина. Как строятся взаимоотношения с подчиненными мужчинами? Как коллеги отреагировали на повышение? – Все поздравили, когда узнали. Эта должность предполагает звание подполковника. На самом деле, органах гораздо больше женщин, чем все привыкли думать. В нашем отделе только двое мужчин (и шесть женщин – прим. ред.), но зато какие! А женщина-заместитель начальника отдела кроме меня есть еще одна. Остальные руководители – это все-таки мужчины. В обязанности первого заместителя входит проведение совещаний – и я там одна женщина. – Это сложно? – Нет. Мы работаем точно так же. У нас говорят: вы не женщины, вы – сотрудники полиции. Тут не должно быть напряженных моментов между мужчинами и женщинами – все на равных. Но есть здравый смысл: например, лишний раз женщину не станут посылать в опасную ситуацию. В остальном мы все выполняем сообща, вместе.– Нормативы тоже сдаете вместе? – Нет, упражнения немного разные. Мы должны бегать челночным бегом. Мужчины либо поднимают гирю, либо отжимаются. Женщинам тоже можно отжиматься, либо пресс качать. Вот и все различия. – Что нужно уметь сотруднику ГИБДД? Знаете ли Вы приемы самообороны, какие-то боевые искусства? Ещё бытует мнение, что женщины стреляют лучше, чем мужчины. – Да, есть комплекс приемов, который обязателен к изучению сотрудниками полиции. Эта практика нужна, потому что если у вас нет практики, вы забываете о том, как всё делается. У нас и стрельбы проходят, мы разбираем, собираем, сами чистим оружие. У меня на стрельбах всё хорошо, оценка «удовлетворительно». – Не «отлично»? – У нас только две оценки – удовлетворительно или нет. Среднего не дано, всё серьезно. Когда сотрудник приходит на службу, за ним закрепляют табельное оружие. Длится это долго: сначала он должен пройти стажировку, сдать все зачеты касательно морально-психологической подготовки, и только потом ему разрешат сдавать зачеты на закрепление за ним оружия. Я пришла на службу в 2009 году, сначала в административный отдел, потом перешла в отдел пропаганды. Вообще по образованию я педагог-социолог и юрист. Видимо, всегда была склонность к педагогике, теперь работаю с детьми и не только – с разными группами людей. – Коллеги говорили, что ещё Вы управляете патрульным автомобилем. – Да, но редко. Люди удивляются, когда видят за рулем патрульного автомобиля женщину. Но в нашем отделе всего два молодых человека – зато какие! – остальные девушки. В пропаганде в основном девушки работают. Женщины ближе с детьми, они более мягко общаются с ними. Но были и такие мужчины, которые себя показывали очень хорошо. Например, в Троицке работал очень талантливый пропагандист. – А как Вы совмещаете работу дом семью? Муж не чувствует, что Вы – начальница? – Нет, дома я сразу переключаюсь, «забываю», что я сотрудник полиции. Правда, когда становишься руководителем, и на тебя сваливается весь этот груз ответственности – всегда тяжело. Приходится иногда задерживаться, в каких-то случаях приходить на работу пораньше. Звонок может поступить хоть вечером, хоть рано утром. Когда происходит какое-то резонансное ДТП, мы должны сразу отреагировать: посмотреть, разобраться, выпустить пресс-релиз для того, чтобы оповестить граждан. Плюс к этому поступают также тревоги – учебные, когда ты должен подняться и прибыть на работу. Когда начальник на месте, я свободно могу провести вечер дома. У начальника особая нагрузка – вся информация поступает к нему, а он уже смотрит, кому из подчиненных ее отдать. Это организация рабочего времени, процесса для того, чтобы все было эффективно. Семья не всегда получает достаточно внимания – муж, дочь, собака, кошка. – Как вам помогают домашние? Делите обязанности? – Дочь уже взрослая, окончила 11-й класс, я могу на нее положиться в каких-то моментах: приготовить ужин, убраться дома, погулять с собакой. Когда на работе происходит что-нибудь напряженное, я дома открываю ноутбук и занимаюсь делами, муж с пониманием к этому относится. По сути, все сотрудники полиции круглосуточно исполняют свой долг, служат России. Неважно, дома они, на работе, на прогулке. – Бывало такое, что пропускали какое-то важное семейное событие, откуда-то выдёргивали по важной задаче? – Настолько серьезного ничего не припомню. Только вот третьего июля у нас праздник, День ГИБДД, а я дежурю. – Расскажите о том, как работаете с детьми. Со школы вспоминаются уроки, уголки безопасности, плакаты. А сейчас? – У нас учитываются все ДТП, которые происходят с участием детей в области. Мы разрабатываем методы и формы профилактики для того, чтобы дети изучали правила, будучи в школе, детских лагерях, других образовательных организациях. Недавно мы разрабатывали тесты для проведения профилактической акции «Безопасный велосипед». В тестировании участвовали семнадцать с половиной тысяч школьников, больше трети из них дали абсолютно правильные ответы – я считаю, это очень хорошее достижение. А остальные смогли эти правила повторить и узнать. Они знают правила управления велосипедом – ПДД для велосипеда, сейчас у нас идет мероприятие про ПДД для самокатов – онлайн-урок. Он уже ориентирован не только на детей, но и на взрослых. – Кстати, расскажите, как сейчас ситуация развивается с самокатами в Челябинске. Мы недавно писали о том, что для горожан провели урок этичного вождения. – Эта проблема сейчас актуальна по всей России. Самокаты сейчас считаются средством индивидуальной мобильности, то есть просто устройством, на котором человек может передвигаться, используя либо мускульную силу, либо слабый электропривод – это могут быть как обычные роликовые коньки, так и моно-колесо или электро-самокат. Если мощность у электро-самоката больше 250 ватт, то в таком случае их относят уже к категории мототранспортных средств. – А остальные?– А все остальные, с меньше мощностью, приравниваются к пешеходам. Но скорость движения у них большая, до 25 километров в час. Сейчас молодежь только входит во вкус и все больше и больше пользуется кикшерингом. Они гуляют, развлекаются – иногда не замечают, что в процессе своего движения могут кого-то задеть и травмировать. И тот, кто стоит на самокате, ничем не защищен – у него нет ни шлема, ни какой-то другой защитной экипировки. Многие выезжают на проезжую часть. Поэтому на всех электросамокатах указано ограничение 18+. Есть и детские, но нужно читать технические характеристики, очень внимательно их изучать. – А дети на уроках и мероприятиях открыты для этой информации, им интересно? – Дети разные. Весь июнь у нас проходили экскурсии по музею – мы наконец-то возобновили эту работу после снятия ограничений. Эти занятия – не только погружение в историю, но и профориентация, воспитание патриотизма, повторение ПДД. Кому-то очень интересно, они задают много вопросов. Мы даем потрогать некоторые экспонаты – допустим, скоростемеры: большие устройства, которое наводились на машину и измеряли скорость нажатием. Ещё есть специальная машина для сдачи экзаменов – это не компьютер, просто есть кнопки и вопросы перелистываются. Показываем форму разных периодов. Некоторые очень интересуются, как попасть к нам на службу. Мы объясняем, что нужно быть законопослушным, сильным, иметь деловые качества, морально-психологические – стрессоустойчивость, готовность защищать свою Родину. – Кажется, сейчас всё, что связано с уроками безопасности, детским образованием, стараются сделать очень красивым – помню, мы писали про новый детский сад в Карабаше, там такая классная детская площадка со светофорами и «зебрами» – самой захотелось пройтись. – Да, мы занимаемся тем же самым. Вместе с Министерством образования стараемся выстроить непрерывную цепочку, и обучать правилам дорожного движения начинаем буквально с рождения. Недавно у нас закончился федеральный проект, москвичи обучали врачей, чтобы те могли рассказывать роженицам, как правильно перевозить детей, зачем нужны автокресла. Ребенок только родился, а мы уже обучили родителей. У нас есть надежда, что мамы услышат нас, приучат своих мужей делать правильно. – Это, наверное, первый вопрос который возникает у родителей, особенно у неопытных – как же вести новорожденного ребенка домой? – Есть специальная автолюлька – на разные возраста, от ноля до 12 лет.– То есть на руках у пристёгнутой мамы – первое, что приходит в голову, – нельзя? – Нет. Это легко объясняется физикой – есть специальные краш-тесты, я сама проходила такой. Мне в руки дали куклу и попросили закрыть глаза – представить, что это новорожденный ребенок. Ты же его не будешь прижимать к себе очень сильно – будешь держать осторожно, нежно. И вдруг у меня резко выдернули эту куклу из рук – это была ситуация резкого торможения. Я не смогла удержать даже легкую куклу, а ребенок в любом случае тяжелее. Есть еще и другая опасность – вы можете просто зажать ребенка своим телом, вплоть до летального исхода. Детей очень важно перевозить правильно. Мы по своей работе обязаны проводить проверки по ДТП с участием несовершеннолетних. Изучаем причины, условия и вырабатываем предложения, как этого можно избежать. Когда читаешь проверку или объяснения, иногда слезы на глаза наворачиваются. Мы пытаемся об этом кричать через СМИ, социальные сети, наружную социальную рекламу, на телевидении, радио, в интернете. Но все равно это происходит. – Вы говорили про непрерывную цепочку – она заканчивается на школе? – Нет. Когда дети еще учатся в школе, есть отряды Юных инспекторов движения – в них ребята 10-11 лет углубленно изучают ПДД, учатся кататься на велосипеде, сами проводят мероприятия для школы и одноклассников, раздают прохожим светоотражающие элементы. Они наши первые помощники – несут знания остальным. С 12 до 18 лет можно заниматься в специализированных автошколах – спортивно-технических объединениях, где готовят детей к соревнованиям по авто- и мотогонкам. Кстати, челябинская команда очень сильная – стабильно завоевывают призовые места. Эти ребята умеют не только проехать определенную трассу, но и снять и поставить колесо, знают устройство автомобиля. Иногда быстрее взрослых соображают, решая задачи по правилам дорожного движения. В этом году у них был новый тур – оказание первой помощи при ДТП. Мы специально договаривались с медиками в центре профессиональной подготовки. Их обучали, как нужно бинтовать голову, накладывать шины, тугие повязки, чтобы остановить кровотечение. – Кстати, про первую помощь. Мы как-то общались с областным центром здоровья, публиковали истории, как обычные люди спасали других в каких-то нестандартных ситуациях, в том числе после аварий. И всё сводилось к тому, что нужно сесть рядом, вызвать скорую и дождаться врачей. А Вы рассказываете, что дети умеют накладывать шины. – Первую помощь сложно оказывать – при ДТП у пострадавшего может быть перелом позвоночника, и в этом случае перемещать его нельзя, только если есть большая угроза. Не так давно был случай, когда военный из части в Чебаркуле ехал по трассе, увидел, что произошло ДТП и возгорание автомобиля, и вытащил из машины маленького мальчика, спас, а остальных не успел. Он все сделал правильно, его наградили. Конечно, стоит вопрос о том, чтобы не навредить. Нужно обязательно постараться помочь, сделать все, что в ваших силах на данный момент. – Отвлечемся от работы. Как отдыхаете? Что любите смотреть, читать? Как относитесь к сериалам, которые романтизируют работу в полиции. – Да, много романтизируют. Иногда вижу и говорю мужу – нет, так на самом деле не происходит. Я отдыхаю, гуляя с собакой, в лесу. Идешь – тишина, птички поют, вокруг никого. Люблю путешествовать, бывать в новых местах. Недавно катались с мужем на Зюраткуль, «посмотрели свысока» на этот мир. Когда хватает времени, готовлю – весьма недурно.

Первая в Челябинске женщина-подполковник ГИБДД: “Учить детей правилам дорожного движения мы начинаем еще до рождения”
© Хорошие новости