Регионам предложили мониторить сообщения в соцсетях о суицидах
Систему, которая позволит постоянно отслеживать появление «групп смерти», где детей призывают к самоубийству, и выявлять тревожные звоночки, когда подростки пишут в соцсетях о желании умереть, можно внедрить в субъектах РФ на базе центров управления регионами. Такую возможность депутаты намерены обсудить с федеральными ведомствами, а также разработать необходимые для эффективной работы системы законопроекты. Кроме того, осенью в Госдуму планируют внести поправки в Уголовный кодекс, которые ужесточат ответственность за подстрекательство к суициду.
Число растет
Только за первое полугодие 2021 года дети и подростки совершили суицид или попытались лишить себя жизни 3064 раза, рассказал первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю Михаил Романов («Единая Россия»).
«Это на 43 процента больше, чем в 2020 году, когда произошло 2146 самоубийств и попыток их совершить», — отметил депутат.
Он привел в пример недавний случай, когда мальчик, живший в Санкт-Петербурге, покончил с собой, после того как не сдал экзамен по физике.
«Была благополучная семья, правда, мать одна воспитывала сына. Сейчас по этому делу работают следственные органы. По нашей информации, этому событию предшествовало участие мальчика в так называемых группах смерти», — рассказал Романов «Парламентской газете».
По его словам, в России уже закрыли немало сайтов, где детей призывали к суициду, но они продолжают множиться. Во время пандемии резко увеличилось число подростков, желающих стать кураторами в суицидальных играх, отметил Романов. Поэтому, по словам депутата, важнейшая задача — четко и оперативно работать, чтобы искоренить детские суициды в России.
Искать преступников и пострадавших
С этим могло бы помочь в том числе создание аппаратно-программного комплекса «Защита будущего», который позволит проводить мониторинг соцсетей, чтобы выявлять суицидальные наклонности у подростков и искать ресурсы, которые распространяют запрещенную информацию, включая призывы к самоубийству, сказал Романов. Система должна предусматривать выявление рисков по ключевым словам, тегам, картинкам и другим параметрам.
Подобный программный комплекс уже работает в Санкт-Петербурге, рассказал депутат. Его представили на совещании в Северной столице 30 июня. В презентации, которую подготовили правительство города и региональный Центр защиты и развития личности, привели примеры сообщений, которые должна «вылавливать» система, — «Хочу сдохнуть…», «Хочу наглотаться таблеток…» и другие. Отметили и второе направление работы — выявление запрещенных ресурсов и поиск кураторов «групп смерти».
Главное — предотвратить
Дальше должны включаться механизмы реагирования, пояснил Романов. Если речь идет о противоправном контенте, информация должна оперативно отправляться в МВД и ФСБ, где ее проанализируют и примут меры, в том числе для блокировки сайтов. Если же появится подозрение, что ребенок хочет покончить с собой, с ним должны сразу начать работать психологи и другие специалисты. «Должны подключаться профильные службы, органы опеки на территории. Надо связываться напрямую с родителями, со школой, госорганами — делать все, чтобы предотвратить суицид», — считает депутат.
По его мнению, опыт Санкт-Петербурга необходимо распространить на другие субъекты. Например, можно было бы создать систему на базе центров управления регионами, установив соответствующие интеллектуальные модули. Могут быть и другие подходы. «Понадобится оборудование и программное обеспечение, и мы собираемся обсудить этот вопрос со всеми заинтересованными ведомствами», — сказал Романов.
В Петербурге в систему вкладываются власти, выделяя гранты примерно на 15 миллионов рублей. «Как нам специалисты сказали, это закрывает где-то треть потребности, чтобы мониторить ситуацию в регионе», — привел депутат примерные цифры.
Кроме того, в федеральном законодательстве необходимо закрепить дополнительные полномочия и обязанности властей по защите жизни и здоровья детей, добавил он. Для этого понадобятся поправки в Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», считает депутат: нужно распределить полномочия между уровнями власти — на федеральном уровне достаточно только определить порядок работы системы мониторинга и реагирования на риски, связанные с детскими суицидами, а реализовывать ее должны региональные власти, так как они ближе к населению.
По мнению вице-спикера Госдумы Анны Кузнецовой («Единая Россия»), работа, которую ведут в Петербурге, — это не только еще один шаг для усиления безопасности детей, но и возможность изменить мышление представителей органов власти, чтобы они не недооценивали риски цифрового пространства.
«Для нас цифровая сфера — это дополнительная опция, а для наших детей — это такая же реальность. Более 80 процентов детей вообще не видят свою жизнь без гаджетов — в среднем они проводят в Интернете от одного до четырех часов в день», — сказала вице-спикер на июньском совещании.
Она отметила, что в Госдуме готовы адресовать федеральным ведомствам предложение поддержать проект.
До 20 лет тюрьмы
Михаил Романов собирается инициировать поправки в Уголовный кодекс, чтобы ужесточить наказание за подстрекательство к самоубийствам. Сейчас максимальная ответственность за подобную деятельность — 15 лет лишения свободы.
Нужно повысить санкцию вплоть до 20 лет, считает Романов. В ближайшее время он планирует попросить оценить эту инициативу Минюст, Генпрокуратуру и Верховный суд. Депутат рассчитывает, что к осени решение будет проработано и можно будет внести законопроект в Госдуму.