Детский психиатр объяснила рост подростковых самоубийств обострением социальной ситуации в РФ

Ранее омбудсмен Мария Львова-Белова заявила о росте суицидов несовершеннолетних. За последние три года их стало больше на 13%, пишет РБК. На это повлияла «сложная социальная ситуация», рассказала в эфире радиостанции «Говорит Москва» доцент кафедры детской психиатрии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Елена Морозова. В частности, это связано с событиями в Донбассе, уточнила специалист. «Основная причина — это очень острая, сложная для детей социальная ситуация, в которой они оказались. Это семьи, которые сейчас очень часто имеют разногласия и не могут в должной степени поддержать подростков, которым очень важно понять себя, понять, что происходит, занять какую-то позицию. Для мальчиков это ещё страх и угроза, что какие-то могут быть и от них ожидания. Подростки на это достаточно остро реагируют. Подростки — и юноши, и девушки — очень чувствительны к этому оказались. Тем более что на этой основе много семейных конфликтов, разладов, поколенческое непонимание». Также среди поводов для детского суицида врач перечислила психическое нездоровье, несчастную любовь, ссоры с родителями и страх не поступить в вуз. Службы помощи работают плохо, сообщила психиатр Морозова. «Причин много, а реальной помощи, честно говоря, для подростков у нас нет. Нам обещала омбудсмен, что будут созданы кризисные центры, что это актуально и нужно. Но я сейчас попыталась позвонить в Сухаревский центр, пыталась дозвониться по телефонам доверия, чтобы понять, куда в таком состоянии ребёнок может дозвониться — невозможно получить реальную помощь. То есть сказать, что социум откликнулся на эти острые ситуации и сейчас готов поддерживать подростков, я не могу. Надо думать и говорить, что можно с этим сделать. Если в школе устранить буллинг, который есть и процветает... Психологов недостаточно. Есть нормативы, и школы явно не добирают. Важно, как устроена эта система. Может быть и один психолог на школу, но тогда должна быть нормальная в школе атмосфера, консультанты, помощники психологов, которые отслеживают состояние детей. И если с ними какое-то неблагополучие, ребёнок перестал учиться, изменился в поведении, грустное, печальное настроение — это повод обратить внимание в семье, в школе, чтобы помочь самим ребёнку или найти службу. Иногда пять минут, проведённые с ребёнком, — это спасённая жизнь». Количество детских самоубийств выросло на 92,5%. Об этом говорится в докладе уполномоченной по правам ребёнка Марии Львовой-Беловой за 2021 год. Основные причины суицидов — это отсутствие взаимодействия в семье, ссоры и конфликты с родителями, психические расстройства ребёнка, несчастная любовь, а также недовольство своей внешностью, проблемы с учёбой и влияние запрещённого контента в интернете.