Недетские сюжеты: в чем на самом деле смысл сказок и чему они учат детей?

В субботу, 16 июля, смотрите на телеканале «МИР» мюзикл Марии Киселевой «Русалочка. Параллельные миры». Это знаменитое шоу, в котором артисты работают в трех стихиях: под водой, на суше и даже в воздухе. Звезды синхронного плавания, художественной гимнастики, спортивной хореографии, флайбордисты и аквабайкеры, а также артисты цирка, кино и театра соединяют свои таланты в этом представлении, чтобы сказка Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» обрела счастливый конец.

Недетские сюжеты: в чем на самом деле смысл сказок и чему они учат детей?
© Мир24
Смотрите мюзикл «Русалочка. Параллельные миры» в субботу, 16 июля, в 6:15 на телеканале «МИР».

Однако все мы помним, что в книжке эта история имела совсем другой финал. Почему детские сказки часто бывают грустными или страшными и что кроется за их совсем недетскими сюжетами, рассказали в интервью корреспонденту Mir24.tv детские писатели, психологи и другие специалисты.

Сказки с «недетскими» сюжетами

«Недетские сюжеты в литературе – это прежде всего отсутствие «хорошего» конца, – говорит литератор Михаил Вирозуб. – Привыкшим к хэппи-эндам детям принять другую реальность непросто, но это и есть вхождение в реальную жизнь, где проводниками должны стать умные взрослые. Таковы многие сказки Андерсена, подлинное понимание которых приходит уже во взрослом возрасте. Польза от прочтения таких недетских сюжетов может возникнуть не от процесса прочтения, а от последующего обсуждения, совместного со взрослыми осмысления, прочувствования».

«Недетские» сюжеты появились в сказках совершенно неслучайно. Они – отголоски того давнего времени, когда дети учились жизни не в школах и не на примере литературных героев, а исключительно на опыте своих родителей и других взрослых. «В сказках братьев Гримм, скажем, фигурирует и каннибализм, и членовредительство, и даже убийство, – делится своими наблюдениями психотерапевт сервиса Zigmund.Online Юлия Каминская. – Согласитесь, сюжет не для малышей. Зачем же писать для детей такую сказку? Действительно, эти произведения создавались не для маленьких детей. Старинные сказки – это напоминания о страшных вехах истории, переосмысление древних обрядов и ритуалов. Например, изгнание или побег из дома может символизировать ритуал вступления во взрослую жизнь, что соответствует возрасту от 12 лет и старше».

Но не стоит думать, будто современные сказки перестали выполнять ту, давнюю роль. Они и сегодня остаются таким же проводником в будущую взрослую жизнь. «Недетские» сюжеты в сказках готовят детей и родителей к опасным ситуациям в жизни в доступной для восприятия форме, – отмечает руководитель отделения Виртуальный класс в Школе программистов МШП, педагог-психолог Ирина Шувалова. – И такие сказки – это возможность для родителей задать себе важные вопросы: придет ли ко мне ребенок с подобной «недетской» ситуацией и смогу ли я помочь ему в ее решении?»

Русалочка: когда сила эмоций снижает рациональность

Специалисты, прежде всего психологи и педагоги, точно знают: сказки – не только урок будущей взрослой жизни, но и возможность заранее подготовиться к ее вызовам и испытаниям. А иной раз и избежать грядущих неприятностей. «С точки зрения психологии, «Русалочка» показывает типичные подростковые состояния, когда сила эмоций снижает рациональность в восприятии реальности, – подчеркивает Ирина Шувалова. – Любая неудача в этом состоянии кажется фатальной. «Русалочка» читается детьми до подросткового периода и наступления похожих состояний. Так что она вполне может рассматриваться как предостережение».

Можно заглянуть еще глубже и увидеть, что «недетские» сказки порой описывают вполне реальные проблемы сегодняшнего дня. «Как часто мы встречаем в современной жизни подобную историю, когда «спасительницы» берут на себя кредиты, покупают избранникам, о которых в сущности мало что знают, дорогие подарки, содержат их, помогают найти работу и многое другое? – задает вопрос Юлия Каминская. – Мудрая бабушка предупреждает Русалочку: вряд ли рыбий хвост может заинтересовать того, кто использует две подпорки, то есть ноги. В переводе со сказочного это означает, что у героев разные ценностные ориентиры, возможно, культурные, возрастные, несовпадающие семейные ценности и многое другое. Что же делает наша героиня? Она решает перекроить себя в угоду вкусам принца, да еще и платит за это своим голосом, возможностью проявить себя, что-то объяснить, высказать свое мнение».

Поэтому, с точки зрения психолога, итог сказки закономерно печален. «Это потрясающее напоминание молодым девушкам о том, что стоило бы сначала понять саму себя, разобраться со своими ценностями и потребностями, – продолжает Юлия Каминская. – Нужно понять, что не все, что находится за пределами родительского дома, будет потрясающим и безопасным, а попытки изменить себя в угоду другим не обязательно нужны людям, для которых вы это пытаетесь сделать».

Подобное обучение и напоминание – одна из важных и ценных функций настоящей, качественной детской литературы. «Иногда желание оградить ребенка от всего на свете приводит к выбору родителями «сиропной», по выражению Саши Черного, литературы, которая, на мой взгляд, просто вредна, если выходит за рамки младенческого возраста, – подчеркивает литератор Михаил Вирозуб. – Любому начинающему входить в жизнь ребенку нужны смыслы, которые лежат за рамками бэби-литературы. Отсюда и появляются в ней взрослые темы и вопросы. В противном случае растущий ребенок остается слишком надолго с не выросшим сознанием».

К тому же зачастую именно сказки помогают только-только входящим в жизнь подросткам справиться с острыми и яркими взрослыми переживаниями. «Ребенок не знает, как быть и что делать, когда сталкивается с новыми ситуациями и новыми чувствами, – отмечает психолог Александр Бодров. – Но если есть какой-то персонаж, который испытывает что-то похожее, тоже страдает или влюбляется, становится проще идентифицировать свои переживания и справиться с ними, как будто появляется кто-то, кто разделяет детские переживания».

Как сказки помогают уберечь подростков от фатальных решений?

«Безусловно, сказки нашим детям очень нужны, ведь они прививают нужные ребенку качества: доброту, любовь, честность и справедливость, – отмечает психолог проекта «Теледоктор24» Регина Овсепян. – Только вот во взрослом возрасте необходимо проанализировать свои отжившие роли и модели поведения. Жизнь ставит новые задачи, и то, насколько успешно они будут решены, зависит от того, владеет ли вами неосознанное поведение или вы владеете своим поведением. Сказки способствуют составлению новых установок и убеждений в жизни».

Вряд ли дети способны сами справиться с полноценным осознанием и интерпретацией сказок, на необходимости которых настаивают психологи и педагоги. А значит, не стоит думать, что достаточно просто дать ребенку сказочный сборник – и он самостоятельно вынесет из него все нужные уроки и разовьет в себе все социально важные качества. «Часть детской литературы пришла из взрослой, как, например, сказки Шарля Перро, написанные изначально для придворных дам, как тот же Андерсен, – напоминает Михаил Вирозуб. – Поэтому многие сказки полны взрослыми смыслами и непростыми вопросами, ответы на которые зачастую ищешь всю жизнь. А впервые они появляются именно в хорошей детской литературе. Эти вопросы иногда до того сложные, что рядом с ребенком нужен взрослый, который мог бы кое-что объяснить, показать, направить».

О том, каким образом это можно сделать, говорит психолог-педагог Ирина Шувалова: «С точки зрения педагогики, подобные сказки нужно рассматривать как плацдарм для обучения ребенка принятию правильных решений в «недетских» ситуациях. Например, при прочтении «Русалочки» можно задать вопрос: «Кто бы смог помочь Русалочке пережить неудачу?», «Если бы ты видел, что твой друг/подруга находятся в такой влюбленности и знал, что взаимности нет – что бы ты сделал, как помог справиться с этой ситуацией?», «Почему Русалочка не послушала родителей?». Задавая эти вопросы, родитель сам задумается: а как поступит его ребенок в такой ситуации? Придет ли за советом, поделится ли своей болью? И чем раньше такие вопросы родители себе будут задавать, тем больше у них времени стать для своего ребенка друзьями, и тем больше возможностей помочь в подобных «недетских» ситуациях своему подростку, уберечь от фатальных решений».