Там тяжело работать

Поясню эту ситуацию с помощью примеров. Мы слышим немало жалоб на медицину. Какие-то из них обоснованы, а какие-то вызваны субъективным восприятием самих жалующихся. Но в целом жалоб немало. Они могут касаться как работы целых медицинских учреждений, в том числе крупных, так и отдельных врачей или медсестер. Обвиняют в отсутствии профессионализма, в недостатке знаний, в человеческой недобросовестности и т.д. Мечтают о приходе в поликлиники, больницы, роддома других врачей — знающих, человечных, неравнодушных специалистов.

Там тяжело работать
© Вечерняя Москва

Похожая ситуация и в педагогике. Жалуются на равнодушие к детям и формализм педагогов. Немало обсуждений ситуаций, когда педагоги никак не реагировали на травлю сына одноклассниками. Можно вспомнить и другие самые разные претензии. Как и в медицине, какие-то жалобы и претензии справедливы, а какие-то нет. Но недовольство по самым разным поводам выражают часто. И тоже мечтают о хороших педагогах: чутких, образованных, способных передать знания, заинтересовать наукой, воспитать достойных людей.

Казалось бы, люди должны только поддерживать приход в эти сложные профессии неравнодушных специалистов со знаниями. Но что происходит на деле? В жизни отношение к этому вопросу меняется, как только речь идет о близких или даже просто знакомых людях.

Приведу примеры. Мать — сама врач с опытом работы в бригаде скорой помощи и крупном медицинском центре столицы. Получивший медицинское образование сын собрался устраиваться в службу скорой помощи. Реакция матери: «Нет, не ходи туда, не надо: там тяжело». Что получается, все мы хотим в самой ответственной ситуации хороших врачей, фельдшеров, медсестер, но не желаем, чтобы на такой работе трудились наши близкие, даже если они сами хотят там работать.

Еще вспоминаю ситуацию. Женщина, имеющая опыт работы в роддоме, подумывает о том, чтобы снова туда вернуться. В работе у нее был перерыв в несколько лет, т.к. она была в декретном отпуске, за это время у нее родились трое детей. Теперь они подросли, и мать планирует вернуться работать по профессии. И что она слышит от своей знакомой: «Ты что? Только не в роддом. Там тяжело работать». Сама знакомая работает в детской больнице — не самый легкий труд. Но при этом почему-то убеждает другую взрослую женщину, с опытом работы в роддоме, не возвращаться туда, а выбрать другое место работы, потому что в роддоме тяжело. Но кто тогда должен работать в роддоме? Мы хотим видеть там хороших специалистов, хороших людей, но не советуем идти туда опытным врачам из числа знакомых. Не парадокс ли это?

Еще один пример. Дочь хочет поступать в педагогический вуз, мечтает работать с детьми, учить их и воспитывать. Но родители отговаривают изо всех сил: «Ты разве не знаешь, какие сейчас дети? Они избалованные, невоспитанные. С ними невозможно работать. К тому же родители ими не занимаются, они рассуждать не умеют и ничего не читают, а только играют в смартфоны. От родителей слышны одни претензии, а сами детей воспитывать не хотят. Не надо в педагогический».

Еще я встретил такую ситуацию. Опытный педагог, проработав некоторое время на административной должности, стал планировать вернуться в школу. Но близкие отговаривают: «Ты тонкий, неравнодушный человек. Ты будешь принимать все близко к сердцу, будешь переживать. Ты не сможешь ничего изменить, только зря здоровье и нервы потратишь. Школа сейчас изменилась, не уходи туда, оставайся там, где работаешь сейчас».

Мы хотим неравнодушных учителей, но сами же отговариваем идти работать в школу опытных, переживающих за дело людей. Нередко молодой человек имеющий призвание или, точнее, дар от Бога, не реализует его только потому, что ему сказали: там тяжело работать. Это только примеры. Такая ситуация не только в педагогике и медицине. В каждой жизненной сфере мы очень рассчитываем встретить хороших специалистов и достойных людей и сразу реагируем, когда что-то идет не так, как хотелось бы. Чем важнее, сложнее, ответственнее работа, тем важнее и то, какой человек ее выполняет.

Да, в жизни не все бывает гладко, но эти шероховатости мы должны научиться преодолевать. Полезные слова мы находим у преподобного Паисия Святогорца. Он говорит, что человек должен научиться «не только с радостью претерпевать всякую несправедливость, но и жертвовать собой ради ближнего. Тогда он становится совершенным, тогда он становится милостивым, тогда он становится святым».

Конечно, можно возразить, что-де не нашей это меры «за други своя» душу полагать. Хотя, как помнится, никто сверх сил ничего ни от кого не требует. Тут важно другое: предъявить требования вначале к самому себе, насколько сам человек добросовестен на своем месте. И если состоится честный диалог со своей совестью, то взгляд на окружающее точно изменится. То есть, если мы приложим совсем небольшие усилия, чтобы стать лучше и добросовестнее самим, то вполне может быть, что на своем жизненном пути мы станем встречать все больше и больше ответственных и порядочных людей. Не стоит искать здесь земной логики — откуда взяться хорошим специалистам, если мы сами переживаем духовный и нравственный упадок в своей жизни, а отсюда и духовный упадок всего общества. Мы называем Россию «Православной», но давайте вспомним, а когда мы были в храме? Когда читали Евангелие? Когда с детьми (внуками) беседовали о том, что такое хорошо, что такое плохо?

Конечно, не все еще потеряно. Есть люди‑подвижники, которые работают и на скорой помощи, и в школе, и в социальных учреждениях, где ухаживают за немощными. Наше Отечество всегда было богато талантливыми и способными людьми. И среди молодых они точно есть и сегодня. 12 июля на праздник святых апостолов Петра и Павла после Литургии в соборе в г. Таруса я посетил Тарусский дом социального обслуживания, которому исполнилось 80 лет. Там находится более 250 пожилых людей, многие из них инвалиды, требующие особого ухода и, главное, любви. За период пандемии ни один не пострадал от COVID-19. На юбилейном мероприятии отмечали памятными наградами сотрудников этого социального учреждения. Так среди тех, кто проработал по 25, 30, 40 и более лет. Но особо отметили 20-летнего Филиппова Сергея, который уже два года трудится в этом Доме социального обслуживания.

Почему же мы, желая видеть профессионалов, людей порядочных и добросовестных на самых ответственных и нелегких работах, отговариваем своих детей, родных и знакомых работать там. Кто тогда должен быть этим самым ответственным, неравнодушным профессионалам? Какие-то особые люди со сверхвозможностями? Откуда им взяться? В то же время, почему мы отвергаем мысль, что на этой ответственной и необходимой работе как раз наши близкие и могут, и должны реализовать свои способности и лучшие человеческие и профессиональные качества. Иными словами, что мы сеем, то и пожинаем. Очень важно для нас помнить слова Христа: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф.7;12).