Войти в почту

«Иногда достаточно просто перестать говорить и начать что-то делать»

Елена Геннадьевна Кузьминова – выпускница курской школы-интерната для глухих и слабослышащих детей. Окончив Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, вернулась в свою школу уже воспитателем. Вот уже почти год Елена Геннадьевна успешно совмещает профессиональную деятельность с большой общественной работой: она председатель Курского регионального отделения Всероссийского общества глухих. Сегодня в Курской области проживают 7200 инвалидов по слуху. 1700 – члены ВОГ. О работе, планах и проблемах слабослышащих людей Елена Кузьминова рассказала в интервью «Курской правде». Прийти может любой – Елена Геннадьевна, с какими трудностями, проблемами вам пришлось столкнуться в должности председателя Курского отделения ВОГ? – Трудности и проблемы возникают у всех и всегда. Неважно, как живёт человек: с определёнными жизненными трудностями он будет сталкиваться постоянно, они неизбежны. Иногда достаточно просто перестать говорить о них и начать что-то делать. За несколько месяцев благодаря Минтруду мне удалось добиться квотирования рабочих мест для инвалидов по слуху. В этом нам очень помог предприниматель Николай Викторович Полторацкий, за что ему отдельная благодарность. – Что ещё сделано за прошедший год? – Удалось закончить работу, начатую моим предшественником Александром Витасовичем Качергисом, – газификацию здания, в котором мы располагаемся. Теперь устранены проблемы с отоплением. Зимой в ВОГе было очень тепло. Сейчас начинается ремонт крыши. Кровля будет полностью заменена. Надо сказать, что здесь, в ВОГе, арендуют места два слабослышащих предпринимателя – так что ремонт здания важен и в плане трудоустройства. Меня радует, что к нам всё чаще приходит молодёжь. Глухие и слабослышащие ходят в танцевальный кружок, с ребятами работает профессиональный хореограф. Популярна у молодёжи и студия жестового пения. Я сама с удовольствием занимаюсь здесь. Нас учит педагог Зоя Александровна Калуцкая. Недавно мы ездили в Тулу на юбилей: Тульскому ВОГу исполнилось 95 лет. Мы представили жестовую песню «У солдата выходной». Специально подобрали произведение на военную тематику – в песне говорится о том, как девушка ждёт солдата. Сейчас наших солдат так ждут дома! Кстати, и в хореографической студии, и в студии жестового пения занимаются и те слабослышащие ребята, которые пока ещё не являются членами общества глухих. Всё равно они наши! Любой может прийти, научиться. Я понимаю, как важно, чтобы взрослые поддержали твои начинания, помогли развить таланты. Я, например, с детства очень любила танцевать – но хореографический кружок в школе работал во второй половине дня. А мы живём в Курске, и меня родители всегда после основных уроков забирали домой. Я так просила, чтобы меня отпустили на продлёнку! Папа и мама меня поддержали – спасибо им за это! – Какие ещё существуют планы по работе с молодыми людьми? – Я очень хочу поддержать молодёжь! Важно дать молодым старт. У глухих и слабослышащих молодых людей много талантов. Например, наш Григорий Бастрыкин сейчас учится в вузе, на втором курсе. Григорий – победитель чемпионата «Абилимпикс» в компетенции «робототехника». Он занимается с молодёжью. Надеюсь, что нам удастся осенью отправить его на конференцию – пусть набирается опыта и делится им с молодыми людьми. Ребята должны научиться ставить цели и добываться их. Мы создали три проекта. Один посвящён хореографии. Второй – спорту, точнее, турниру по футболу. Третий – работе молодых лидеров. Ждём результатов! Среди членов ВОГ много одарённых и целеустремлённых людей, жизнь которых может вдохновить молодёжь, мотивировать к успеху. В этом году, весной, в выставочном пространстве ГСХА куряне увидели «Волшебство батика» – персональную выставку нашей Маргариты Бялынович – талантливой художницы, чьи работы знают не только в Курской области, но и в России. Будут и новые выставки, и концерт. – Сегодня жизнь в курском отделении ВОГ бьёт ключом. Но не все его члены могут прийти в офис. Как организована работа с ветеранами и с теми, кому здоровье не позволяет часто выходить из дома? – Наши ветераны – очень активные люди. Ежегодно они участвуют в нашей традиционной спартакиаде, показывают прекрасные результаты в шашках и шахматах. Соревнования – это ещё и возможность встретиться, обсудить животрепещущие вопросы. После игр – всегда чаепитие. У нас очень много проектов, направленных на работу с пожилыми людьми: в День Победы, к новогодним праздниками, ко Дню пожилого человека, ко многим другим праздникам мы готовим подарки для наших ветеранов, приходим к ним. А им есть чему нас научить. Многие занимаются на дому различными видами рукоделия. Мы организуем выставки их работ. Наша Светлана Каменева – великолепная портниха. Модели одежды, которые она создаёт, могут конкурировать с изделиями известных модельеров. Среди самых талантливых представителей ВОГ – супруги Ирина Барбашова и Денис Малеев. Денис – чемпион мира по шашкам. Многократный чемпион России – Ирина. Во время недавней пандемии им, как и многим другим нашим инвалидам по слуху, было просто опасно выходить из дома. Здесь очень помогла наша социальная служба. Соцработник приходил на дом, помогал по хозяйству, приносил продукты. Любимчиков среди учеников нет – Расскажите о своей семье. – Семья у меня спортивная: папа раньше занимался футболом, мама лёгкой атлетикой. Моя сестра Елизавета Алексеева – сурдлимпийская чемпионка, 11-кратная чемпионка России по пляжному волейболу. Девятилетняя дочь Елена отлично учится в школе. Всеобщая любимица – кошка Пушинка. – Сами занимаетесь спортом? – Нет, сейчас не хватает времени. Папа занимается с нашими глухими и слабослышащими мальчиками, учит их играть в футбол. А я сама – нет. Я люблю смотреть спортивные состязания, но не участвую в них. Но с командой мы уже два раза ездили в Тулу, и два раза в Белгород на соревнования по футболу. Жизнь стала более насыщенной. – Вы с детства мечтали стать педагогом? – Да, это была моя мечта. С детства брала книжки и «учила» по ним кукол. Моя тётя, увидев, как я играю с куклами, сказала: ну всё, ты будешь педагогом. Мне нравится учить детей, мне хочется передать им свой опыт, свои знания. – А у вас есть любимчики? И ещё: трудно ли молодому педагогу найти общий язык с учениками, родителями, завоевать авторитет? – С учениками мне очень легко. А что касается любимчиков – это невозможно! Всех детей я очень люблю. У нас с ними всё общее: одна культура, один язык, и вместе мы добьёмся всего, к чему стремимся. – Расскажите о своей любимой учительнице. – Моя любимая учительница – Нина Михайловна Селютина. Она учила меня русскому языку и литературе и сейчас работает в интернате. Как классный руководитель помогала решать ученикам не только школьные, но и личные проблемы. До сих пор я с ней на связи. МНЕНИЕ ИЗНУТРИ Культорганизатор Ольга Ишкова: – Я работаю в обществе глухих уже более 20 лет. В нашем клубе собирается энергичная молодёжь, а также ветераны старшего возраста. Самые активные члены ВОГа, которые в душе осознают свою причастность к родному клубу, решили остаться, чтобы быть полезными. В их числе студенты Григорий Бастрыкин, Павел Половинко, Александр Леньшин и люди постарше: Клавдия Пенькова, Скопина Нина, Комарицкая Наталья, Ягилева Любовь, Лилия Сероштанова. Они занимаются добровольнической деятельностью, проводят работы по благоустройству и очистке территории от мусора, участвуют в конкурсах и соревнованиях. Успевают ещё и помогать пожилым людям, которые долгое время находились на самоизоляции: уборка в квартире, да и просто беседа – это очень важно. Молодёжь является носителем новых идей и свежих мыслей, склонна к переменам, не боится радикальных преобразований и отстаивает свои интересы. Мне понравилась та атмосфера, в которой проходили занятия, выходили школьники петь песню и танцевать. Все в клубе общаются на равных, даже председатель и переводчики РЖЯ. Это важно, когда можешь высказать своё мнение и тебя будут слушать. В ВОГе мы учимся правильно понимать друг друга, давать обратную связь, чтобы не критиковать, а вежливо высказать своё мнение, быть одной командой, учимся взаимовыручке. Своими роликами активисты делятся в социальных сетях «ВКонтакте», Телеграм, а также дополняют их текстовой информацией. Учите язык жестов! – Сложно ли слабослышащему человеку поступить в вуз? – Легко! Но нужен хороший словарный запас. – Но для общения нужны переводчики с жестового языка. Их хватает? – Таких специалистов всегда не хватает: переводчик с русского жестового языка (РЖЯ) – уникальная профессия. Чтобы освоить её, нужны долгие годы. Желательно этому учиться с детства, расти в этой языковой среде. Сегодня наши лучшие переводчики – дети слышащие, которые выросли в семьях глухих родителей. Это две девушки из Курска – я сразу же пригласила их на работу. Они освоили РЖЯ ещё до того, как научились говорить. Они великолепно знали язык жестов, и профессию им было получить легко. А научиться с нуля – очень трудно. Конечно, можно освоить какие-то фразы на бытовом уровне – поблагодарить, высказать просьбу, поздороваться. Но не переводить! Русский язык жестов очень сложен: одно и то же слово можно сказать разными жестами. Есть тысячи смысловых оттенков! Одно неправильное движение в сторону – и тебя не поймут. Требования к переводчику самые высокие. Сегодня в России появились первые эксперты по профстандарту «переводчик РЖЯ». Это очень важно. – Елена Геннадьевна, вы учились в одном из ведущих вузов страны, причём без переводчика, и получали отличные оценки. Как вам это удалось? – Я воспринимаю речь собеседника по артикуляции. Конечно, было очень трудно. Ведь у всех разная артикуляция. Но в итоге освоилась и успешно окончила вуз. Вообще, слабослышащим людям надо обязательно учиться в специальной школе. Там они получают массу навыков по коммуникации с окружающими людьми. С ними после школы можно поступить в курский политехнический колледж, в вузы Москвы или Санкт-Петербурга. Наше отделение ВОГ сотрудничает по поводу трудоустройства с областным департаментом труда и социальной защиты, с образовательными учреждениями, организациями, с Всероссийским обществом слепых (ВОС). – Что бы вы хотели пожелать родителям своих учеников? – Учитесь понимать своих детей: учите жестовый язык! Это касается родителей, у которых нет проблем со слухом. Больно смотреть, когда уже пожилой сын – инвалид по слуху и его старенькая мама так и не научились понимать друг друга без переводчика. Не овладев языком жестов, вы рискуете пропустить всё самое важное, что происходит в жизни вашего ребёнка: он не сможет поделиться с вами самым главным. Как он вам сможет рассказать о том, что его кто-то обидел, или поделиться тем, что к нему пришла первая любовь. В семьях, где родители – инвалиды по слуху воспитывают слышащих детей – другая проблема. Иногда родители просто ленятся учить детей языку жестов, считая, что он им не пригодится – ведь ребёнок и так хорошо говорит. Но здесь та же картина – вы не сможете понять друг друга. Обязательно учите детей жестовому языку. А говорить он научится в социуме. Моя девятилетняя дочь прекрасно разговаривает – она замечательно слышит. Но с нами – родителями, бабушкой, тётей – она общается на языке жестов, которому научилась, как и все дети, уже в первый год жизни. Мы понимаем друг друга – это главное. Моя мечта – чтобы русский жестовый язык, как и иностранный, преподавали в общеобразовательных школах. Если он будет в обязательной программе, и школьники освоят его хотя бы на бытовом уровне – взаимопонимания в обществе станет больше. Беседовала Елена ГАМОВА Редакция благодарит переводчика РЖЯ Маргариту Миненкову за помощь в проведении интервью (ред.)

«Иногда достаточно просто перестать говорить и начать что-то делать»
© Курская правда