Страшно, аж жуть!
Страшилки на ночь – многолетняя неизменная часть отдыха в детском загородном лагере. Их рассказывали после отбоя наши родители и даже бабушки и дедушки. Причем что любопытно, многие из этих историй почти не меняются десятилетиями. Корреспондент «Молодой гвардии» делится страшилками из личного опыта и разбирается с психологом в их роли в детской психологии. Кузя и его телефон Июль 2010 года. Именно тогда я впервые поехала в загородный лагерь под Курском. Было сложно чего-то ожидать, но как окажется позднее, лагерная жизнь затянет автора этих строк вплоть до 11 класса школы. За несколько лет я успела посетить не один лагерь. И в каждом была своя локальная страшилка. В тот самый июль 2010-го я услышала первую из них. Историю про мальчика Кузю отряду из 40 человек рассказал вожатый: «Приехал однажды в лагерь мальчик по имени Кузя. Не самый общительный, но и не изгой, пытался нравиться девочкам. Однажды он пошёл в туалет, который по тем временам был ещё с простой дыркой в полу, вместе со своим кнопочным сотовым телефоном. Зачем он взял с собой его – неизвестно. Однако телефон упал в ту самую дырку. Кузя пытался достать его, но все было тщетно. До того самого трагичного происшествия. Так как мальчик был очень худым, он сам провалился в дырку в полу. Теперь Кузя, как призрак, выходит каждую ночь, бродит возле уборных и ловит преимущественно девочек». Признаться честно, но тогда эта история навеяла на слушателей немало страха. Даже несмотря на то, что тех самых классических «туалетов типа сортир» в лагере уже не осталось. Спустя 8 лет я приехала в этот же лагерь в качестве вожатой и вновь услышала эту же страшилку. Причем от самих детей. Вот что значит – традиция! Кстати, тогда же сотрудники лагеря, проработавшие в нём много лет, рассказали мне, что это вовсе не выдумка. Но закончилась история хеппи-эндом – мальчика спасли. Кровавый карнавал Во многих лагерях последнюю ночь с самой длинной дискотекой называют королевской или карнавальной. В одну из таких ночей случилось СТРАШНОЕ! «Карнавальная ночь. Влюбленные мальчик и девочка качаются на качелях «лодочка». Девочка попросила раскачать их посильнее, её кавалер так и поступил: встал на спинку сидения, начал раскачиваться. Но неудачно. Мальчик сорвался и упал под качели, которые снесли ему голову. Девочка не смогла перенести гибель своего кавалера, поэтому следом прыгнула под качели. Теперь эта пара каждую ночь качает качели, чтобы никто не забыл их». И качели действительно в карнавальную ночь качались сами по себе. Скорее всего, их раскачивали сами отдыхающие, а после убегали. А может это были призраки… В любом случае, качели снесли. Но не из-за истории, а из-за их полной изношенности. Призрак вожатого Правдивость третьей истории, как и всех предыдущих, тоже под большим вопросом. Но и она была очень популярна в одном из лагерей: «Молодой вожатый влюбился в отдыхающую из своего отряда, однако у неё уже был молодой человек. Последний пригласил вожатого на разговор в старый сарай среди сосен. Разговор не состоялся – ревнивый парень поджег строение вместе с вожатым. Теперь его призрак бродит ночью между сосен и издает скрипящие звуки». Понятно, что такие истории должны не столько запугать ребенка, а скорее, дать понять, что выходить ночью из корпуса не самая лучшая идея. Зачем нужны страшилки? Отвечает практикующий психолог, член Международной профессиональной ассоциации психологов и педагог-психолог центра «Гармония» Екатерина Афонасова: – Большинство детей любят страшилки, потому что в них есть и сюжет, и необычные герои, и резкие повороты, благодаря которым дети испытывают целый комплекс разнообразных эмоций. Рассказывать страшилки в лагере – это давняя традиция, в каждом оздоровительном центре уже давно есть свои герои. Истории их жизни, жуткие и жутко интересные, передаются от смены к смене, от ребёнка к ребёнку. Если говорить о пользе страшилок, то она есть: правильно рассказанная история выполняет воспитательную функцию и стремится уберечь детей от рискованных действий. Многие истории знакомят нас с детьми, которые пошли в лес одни и заблудились, или были съедены жутким водяным чудовищем при попытке поплавать без взрослых. В лагере страшилки повествуют о несчастьях, постигших тех, кто не хотел вовремя ложиться спать или чистить зубы. КСТАТИ Теме детских страшилок и городских легенд посвящена книга антрополога Александры Архиповой «Опасные советские вещи». В ней подробнейше описаны сами истории, рассказываемые из поколения в поколение, а также даны развернутые комментарии психологов и фольклористов об их происхождении. Прочитайте – не пожалеете! Мнения специалистов по поводу страшилок разнятся: кто-то говорит о том, что они могут травмировать детскую психику, другие утверждают, что страшилки развлекают и учат, но никак не пугают. В этом вопросе, как и во многих других, есть своя золотая середина. Если взрослый рассказывает страшилки детям, то надо прежде всего учитывать их возраст и эмоциональное состояние. Стоит предупредить юных слушателей, что «сейчас они услышат историю, о которой малышам из седьмого отряда знать еще очень рано». Кроме того, после страшной истории ни в коем случае не нужно оставлять детей одних, лучше побыть с ними подольше, ответить на все возникающие вопросы и таким образом дать понять, что они в безопасности. Ирина Сидоренко