Психолог семейного центра «Хорошевский» дала советы родителям подростков

В юном возрасте разлука воспринимается как настоящая трагедия. Важно понимать, что в случае неизбежных кризисов в личной жизни ребенка следует избегать любого психологического давления, надо просто быть рядом в нужную минуту. Рассказывает психолог Семейного центра «Хорошевский» Василенко Ольга. Для подростка разрыв отношений означает, возможно, самую сильную эмоциональную боль за всю его жизнь. Характер только формируется, жизненный опыт еще не накоплен, гормональная перестройка организма обуславливает перепады настроения — все это умножает страдания подростка после утраты объекта сильных чувств, и это делает его очень уязвимым. Первые романические отношения — это настоящее испытание, которое нужно пройти любому подростку для того, чтобы повзрослеть. В зависимости от личности ребенка, его характера и темперамента, утрата взаимоотношений с другом\подругой может переживаться по-разному. Юноши часто не подают вида, но замыкаются в себе. Девочки более эмоциональны — плачут, слушают грустную музыку, обсуждают ситуацию с подругами. Наблюдая болезненные переживания ребенка, часто родителям становятся не по себе от таких страданий, и они стремятся помочь ему «дельным советом». Но обычно эти советы, направлены на то, чтобы заглушить переживания, а не помочь пережить и понять такое состояние, как расставание с любимым человеком. Как и взрослые, после разрыва подростки должны пройти несколько стадий переживания расставания: 1. отрицание (страх, обвинение, отрицание факта); 2. гнев и чувство беспокойства; 3. депрессия (отчуждение, беспомощность, потеря интереса к ежедневной деятельности); 4. диалог (попытки найти объяснения произошедшему, желание поделиться проблемой); 5. принятие ситуации (поиски новых увлечений, заполнение «пустоты»); 6. возврат к жизни (осознание собственной важности, повышение самооценки). Как можно поддержать подростка в этот трудный для него период жизни: Крайне важно, чтобы в этот период ребенка поддерживали дома, относились с пониманием к его состоянию. Ему необходимо чувствовать в семье полную безопасность, приходить в то место, где его безоговорочно любят; Выслушивайте ребёнка, даже если он зациклено говорит одно и то же, поддерживайте в выражении имеющихся эмоций, будьте рядом; Избегайте шаблонных фраз: «У тебя таких будет еще сотня» или «Он/она скоро поймет, что потерял(а)» и т. д. Это принижает ценность отношений, и приводит к тому, что подросток перестает адекватно оценивать происходящее с ним. С одной стороны, его выбор и переживания не ценны, с другой стороны — он всегда сможет найти замену утраченным отношениям; Подросток может испытывать потребность в объяснении причин произошедшего. Зачастую он думает, что с ним что-то не так или он плохой, недостойный. В этом случае важно объяснить ему, что в жизни так бывает, что чувства могут изменяться, разрыв не означает, что он плохой. Отношения зависят не только от него и, бывает, что люди понимают, что не подходят друг другу. Если же причина расставания была в каких-то поступках подростка, то можно вместе с ним проанализировать поведение и причинно-следственную связь; Часто из-за сильного стресса у подростка может наблюдаться нарушение сна, аппетита, он перестаёт заботиться о своих базовых потребностях. Вы можете ненавязчиво напоминать ему о необходимости приёма пищи, приготовить что-то, что он любит; Не следует также оперировать фразами вроде «Думай об учебе, а не о мальчиках\девочках». В этом случае отношения как таковые становятся на ступень ниже, чем учебные занятия или иные другие «более важные» дела. В дальнейшем эта установка может мешать подростку создавать и сохранять отношения уже во взрослом возрасте; Не стоит сильно нагружать ребёнка интеллектуальным трудом, ставить перед ним сложные задачи, создайте щадящие условия. Во время стресса психика подростка работает в другом режиме и подчас даже самые элементарные для нас действия для подростка в данном состоянии могут быть трудными; Дайте подростку время, не выдёргивайте его из процесса переживания, не отрицайте и не обесценивайте его чувства. Спустя время, для того чтобы помочь ребенку выйти из подавленного состояния, можно попробовать аккуратно переключить его внимание на другие стороны жизни, не соприкасающиеся с личными отношениями — отправить в путешествие, записать на новые курсы (только если подросток сам этого захочет), заняться вместе творчеством или спортом. Любые занятия, особенно в коллективе, сглаживают острую фазу одиночества, постепенно подводя подростка к принятию факта расставания.

Психолог семейного центра «Хорошевский» дала советы родителям подростков
© Управа района Савеловский города Москвы