Москвичи с инвалидностью проходят выездную реабилитацию в регионах России

Выездная реабилитация — это дополнительная мера социальной поддержки москвичей с инвалидностью. В таком формате реабилитация происходит непрерывно: не нужно тратить время на дорогу, специалисты постоянно находятся рядом, а человек проживает в здравнице или санатории вдали от мегаполиса. В 2022 году для детей и молодых людей с ментальными нарушениями выездная реабилитация проходит в Липецке.

Москвичи с инвалидностью проходят выездную реабилитацию в регионах России
© Вечерняя Москва

— За первое полугодие 2022 года курсы выездной реабилитации уже прошли более 1,1 тысячи москвичей. Город отправляет в здравницы России детей и молодых людей до 35 лет с различными особенностями здоровья: заболеваниями опорно-двигательного аппарата, центральной и периферической нервных систем и другими. Уже второй год при поддержке Департамента труда и соцзащиты москвичам с ментальной инвалидностью доступна услуга выездной реабилитации. В этом году она проходит в Липецке, известном своими уникальными минеральными водами, — говорит Алексей Володин, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.

Санаторий, в котором проходит выездная реабилитация для москвичей с ментальной инвалидностью, расположен в самом сердце города, но окружен большими зелеными территориями — рядом находятся парк и зоопарк, а также павильон минеральных вод «Липецкий бювет», который был возрожден и открыт совсем недавно, в 2020 году. Всего за лето организовано три реабилитационных курса, которые разделены по возрастным группам — дети, подростки и взрослые до 35 лет. Основные диагнозы — расстройство аутистического спектра (РАС), синдром Дауна и другие заболевания в ментальной сфере.

Реабилитационную программу составляют и реализуют специалисты Центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» при поддержке столичного Департамента добрых дел. «Наш солнечный мир» — уникальная организация не только в Москве, но и во всей России, специалисты которой являются признанными в мировом сообществе экспертами в реабилитации людей с РАС.

— РАС — это широкий спектр различных состояний, и, к сожалению, его невозможно вылечить. Но с помощью реабилитации многие люди с аутизмом могут полноценно жить в обществе, иметь ту или иную степень самостоятельности вплоть до полной независимости, развиваться, общаться. Важную роль играет раннее выявление детей группы риска и раннее начало коррекционной работы с ребенком. Параллельно с этим обязательно должна идти работа по консультированию родителей, обучению их уходу за ребенком и взаимодействию с ним. Мы убеждены, только то, что ребенок делает по собственной воле и с радостью, закрепится в его опыте. У нас огромное количество разнообразных видов занятий, реабилитационных технологий, и это многообразие объясняется желанием найти для каждого человека тот подход, с помощью которого сможет развиваться именно он, — говорит Игорь Шпицберг, руководитель центра «Наш солнечный мир», член экспертного совета по аутизму Министерства просвещения РФ.

Для самых юных москвичей с РАС был разработан проект по сенсомоторной адаптации. Занятия проходят в отдельной комнате, где повсюду разноцветные рисунки, отпечатки ладошек, цветная пена.

— Задача проекта — помочь ребенку разобраться во всем многообразии сенсорной информации, наполняющей его окружающий мир, не бояться и понимать то, что его окружает, исследовать разные материалы и попробовать все на ощупь. Часто в обычной жизни у детей с РАС повышена тактильная чувствительность, из-за чего они мало исследуют мир, может быть такое, что тот или иной канал информации постоянно отвлекает ребенка — например, он не может заниматься, потому что ему мешает какой-то звук на улице, — объясняет Мария Попова, руководитель направления «Развитие произвольной деятельности».

Справиться со страхом взаимодействия с объектами внешнего мира, вызванным повышенной тактильной чувствительностью, помогают занятия по сенсомоторной адаптации. В рамках проекта каждый ребенок работает с педагогом индивидуально: именно для него подбираются материалы, с которыми он будет заниматься, и сам вид деятельности. Выбор большой: есть пена, краски, песок, ньютоновская жидкость, гречка, сухой крахмал — словом, те предметы, которые вызывают яркие тактильные ощущения и могут понравиться ребятам.

Сегодня на занятии два мальчика — у обоих РАС. За время, проведенное на реабилитации, они успели привыкнуть друг к другу и добиться определенных успехов.

— Когда мальчишки только пришли, один из них просто отказывался трогать краску руками, а другой не мог понять, как ее использовать, поэтому черпал и пытался поднести ко рту. Сейчас они оба научились оставлять следы на бумаге, — рассказывает Мария и показывает разноцветные отпечатки пальцев на листе. — Мы стараемся, чтобы у самих детей постепенно появлялся интерес к исследованию мира, который до этого может быть очень слабым или совсем отсутствовать. Мы не ставим перед собой цель нарисовать с детьми картину с законченным сюжетом, но ставим цель преодолеть страхи и тревогу, чтобы в дальнейшем у ребенка появилось желание исследовать мир и делать что-то самостоятельно.

Идя по территории санатория, где проходит реабилитация, периодически можно заметить специалистов со штативами, специальными лампами для съемок и включенными камерами. Вместе с более старшими ребятами они работают над проектом «Репортаж», направленным на социализацию людей с ментальной инвалидностью и их самореализацию.

За много лет проект «Репортаж» уже доказал свою огромную эффективность в реабилитации людей с РАС. Ксения Дерябкина, врач-реабилитолог, автор этого и многих других проектов «Нашего солнечного мира», рассказывает: «Мы отрабатываем роли ведущего в студии и репортера, прорабатываем психологический момент проживания страха перед разговором и общением с другим человеком. Все ребята разные: кто-то может говорить бегло, а у кого-то есть большие трудности с речью. Например, в этом заезде есть девочка, которая может разговаривать только короткими фразами — не более трех слов, при этом каждое слово ей необходимо проговаривать по слогам. Она очень любит наш проект. Для нее такое занятие в условиях высокой мотивации — это еще и развитие речи, по сути, логопедическое занятие».

Текст, который ребята проговаривают, им необходимо запомнить и осмыслить, что развивает и когнитивные, познавательные функции.

— В течение реабилитационного курса мы видим, как с каждым днем ребенок все лучше и лучше справляется с задачей, — отмечает Ксения. — Важный момент — это социализация детей. Есть даже специальная рубрика, когда репортер идет по территории санатория и задает вопросы другим. Дети учатся взаимодействию в нестандартных ситуациях — им надо ждать, когда они получат ответ, и решить, какую реакцию они должны дать на него.

Но ключевой этап происходит уже после съемок: каждый вечер дети, родители и специалисты собираются вместе, чтобы посмотреть новостной выпуск, который до этого времени уже успевают смонтировать профессионалы. И ребята, видя конечный результат, так сильно хотят принять участие в проекте, что преодолевают свой страх.

Вместе с новостями все с нетерпением ждут вечернюю сказку — это либо полноценный спектакль с актерами, либо театр теней. Ребята, которые участвуют в постановках, репетируют несколько раз в день, перед тем как выйти на сцену.

Соня Виноградова из Москвы проходит выездную реабилитацию уже второй раз. В предстоящем спектакле она будет играть Красную Шапочку. Мария Мартынова, бабушка Сони, рассказывает:

— Реабилитация здесь нам очень нравится. Соня занимается рисованием, пением, ходит на занятия по физкультуре. Именно здесь она научилась приседать и прыгать! Осталось научиться бегать — пока что совсем не получается, но Соня старается. Наш любимый педагог, Анна Михайлова, просто сказочный мастер. Это она руководит музыкальным направлением и ставит спектакль. А Игорь Шпицберг, руководитель центра «Наш солнечный мир», каждого ребенка помнит по имени: например, заходит в лифт и спрашивает, как у Сони дела. Кроме того, знает их особенности и состояние каждого — кто с чем приехал.

Люди с РАС могут быть совершенно разными. Несмотря на то, что Соне уже 16 лет, она не знает буквы и цифры, хотя умеет считать до 20 и обратно, а еще наизусть помнит свой домашний адрес. Важно то, что в рамках выездной реабилитации каждый участник получает полноценный комплекс услуг вне зависимости от тяжести своего заболевания, а специалисты подходят к каждому человеку индивидуально.

— Соня очень добрая, и ей нравится общаться с другими, — говорит Мария. — Если раньше она говорила односложно, например, просто слово «хлеб», то сейчас может говорить целыми фразами с обращением: «Бабушка, дай «хлеб».

Под руководством специалистов некоторые ребята ходят в небольшие походы. В этот раз, несмотря на дождь, они все равно идут, только надевают длинные дождевики. В центре складывается впечатление, что любая погода для ребят и специалистов хорошая. На крыльце санатория их провожают родители.

— Такие походы вместе с тьюторами — это преодоление небольших препятствий, тренировка выдержки, умения работать в коллективе: ждать друг друга, протягивать руку. После каждого реабилитационного курса мы наблюдаем рост. Больше всего сын любит рисовать карандашами, сам учится в школе. Мы всегда мечтаем попасть в «Наш солнечный мир» и очень рады, что Департамент труда и соцзащиты поддерживает центр и программу выездной реабилитации, потому что не все родители имеют возможность проходить реабилитацию платно. Раньше мы прибегали к помощи благотворительного фонда, а теперь ездим с сыном абсолютно бесплатно, — делится Татьяна Блохина, мама 16-летнего Вовы.

СПРАВКА

Услуга выездной реабилитации оказывается москвичам в соответствии с Законом города Москвы от 26 октября 2005 года №55 «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в городе Москве». Чтобы получить услугу выездной реабилитации, необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту прописки.