Интим или наркотики? О чем на самом деле «Алиса в стране чудес»
Интим или наркотики? О чем на самом деле «Алиса в стране чудес»Поколения литературных критиков и ученых выдвигали множество теорий о скрытом смысле знаменитой сказки Льюиса Кэрролла. огда англичане говорят «исчезнуть в кроличьей норе», они имеют в виду - «попасть в нечто неизвестное или потеряться». Почувствовать значение этого выражения сполна можно, если сделать в интернете запрос «скрытый смысл «Алисы в стране чудес».Фантастическая сказка Льюиса Кэрролла о волшебных пирогах и потайных дверях, улыбающихся котах и поющих черепахах с момента первого издания никогда не теряла популярности.В течение полутора веков своего существования она вдохновила на создание десятков фильмов, картин, балета и компьютерных игр. Она даже оставила отпечаток в медицине: ее именем назван определенный неврологический синдром.Тем не менее, наибольшее количество теорий и дебатов вызвал вопрос, о чем на самом деле хотел рассказать Льюис Кэрролл. Загляните в работы целых поколений литературных критиков, исследователей, ученых и блоггеров, и эта на первый взгляд невинная детская сказка превращается в аллегорию наркотической культуры, историю британской колонизации или запущенный психический случай девочки с завистью к пенису.«Алиса в стране чудес» была впервые опубликована в 1865 году с яркими иллюстрациями Сэра Джона ТенниэлаСказка начала свою жизнь скромно. Историю придумал некий Чарльз Доджсон, чтобы развлечь свою знакомую 10-летнюю Алису Лиддел и ее сестер, когда они катались на лодке по Темзе. Впрочем, сказка настолько понравилась девочке, что она уговорила Доджсона записать ее, что он и сделал под псевдонимом Льюис Кэрролл.Алиса была дочерью декана Оксфордского колледжа, где Доджсон преподавал математику, и была далеко не единственной девочкой, с которой дружил молодой профессор. Человеку XXI века эта дружба может показаться немного странной, если не сказать больше.Во времена, когда общество начало увлекаться теорией психоанализа и одновременно освобождаться от викторианского ханжества, «Приключения Алисы в стране чудес» кажутся не такими уж невиннымиХотя нет никаких свидетельств о том, что в отношениях Доджсона с девочкой было нечто предосудительное, тем не менее, трудно не подозревать взрослого мужчину, который любил играть со своими юными приятельницами, сажал их на колени и заставлял позировать для фотографий, часто не слишком одетыми.Во времена, когда общество начало увлекаться теорией психоанализа и одновременно освобождаться от викторианского ханжества, «Приключения Алисы в стране чудес» кажутся не такими уж невинными.Тщательно анализируя текст, исследователи нашли множество образов, связанных с женской и мужской физиологией и сексуальными отношениями. Одна кроличья нора чего стоит, а еще и занавеска, которую Алиса должна отодвинуть. Замки и ключи - бесспорно намекают на коитус, а Гусеница ... разве это не красноречивый фаллический символ?В сцене, где шея Алисы неожиданно вытягивается, многие видят намек на эрекцию и на зависть к пенису, которую, по мнению Фрейда, испытывают маленькие девочки, когда осознают различия в анатомии. А в движениях Алисы, когда она начинает обмахиваться веером, а потом так быстро уменьшается, что оказывается в соленой воде по самый подбородок, другие видят ассоциации с мастурбацией.Далеко от правдыНекоторые исследователи считают, что приключения Алисы рассказывают не столько о сексе как таковом, сколько о взрослении девочки, которая из ребенка превращается в подростка. Героиня чувствует себя некомфортно в своем теле, которое испытывает целый ряд различных преобразований.Ее самовосприятие становится нестабильным, и ей трудно определить, кем она является. Она бунтует против авторитетов, и ей приходится прилагать огромные усилия, чтобы понять правила, по которым живут люди вокруг нее, и даже смерть.Известный литературовед Уильям Эмпсон настолько увлекся анализом текста, что заявил, будто Алиса «это одновременно отец, который проникает в отверстие норы, эмбрион внутри норы, и родиться Алиса сможет только тогда, когда станет матерью и сможет выработать собственную амниотическую жидкость».Трудно, конечно, не задуматься над тем, что хотел сказать автор детской сказки, когда изображал, как Гусеница курит кальян, особенно в окружении волшебных грибов. Вот поэтому-то, начиная с 1960-х, сторонники наркоманской субкультуры стали воспринимать приключения Алисы, как один длинный наркотический трип (измененное состояние сознания, вызванное наркотическими веществами. - Ред.).Многие считают, что в тексте «Алисы» есть немало скрытых смыслов: от секса и наркотиков до колониализма и политической сатиры на Королеву Викторию.Слова песни «Белый Кролик» известной группы Jefferson Airplane закрепили эту ассоциацию: «Помни, что сказала тебе Соня: накорми свою голову, накорми свою голову». Психоделические ощущения не покидают читателя от начала до конца сказки: стаканы с таблетками и микстурами, хаотические движения времени, улыбка Чеширского Кота, который то появляется, то исчезает.Любимым писателем самого Доджсона был Томас де Квинси - автор «Исповеди англичанина, употреблявшего опиум». Однако, хотя создатель «Алисы» и лечил простуду гомеопатическими препаратами, свидетельств того, что он когда-либо употреблял галлюциногенные наркотики, нет.Впрочем, ассоциации с галлюциногенными веществами остаются устойчивыми, как свидетельствуют слова героя фильма «Матрица»: «Возьмешь синюю таблетку - история закончится, ты проснешься в своей постели и поверишь в то, во что захочешь поверить. А если возьмешь красную таблетку, останешься в стране чудес, и узнаешь, насколько глубокой может быть кроличья нора».О королях и капустеТем не менее, «Алиса» - не только о сексе и наркотиках. Другая группа литературных критиков видит в сказке политическую сатиру. Когда героиня ныряет в нору за Белым Кроликом, она оказывается в месте, которое, несмотря на свою хаотичность и различные странности, находится под властью авторитарной и жестокой королевы и имеет беспорядочную правовую систему, которая очень похожа на законодательство викторианской Англии.По мнению современников, Доджсон неоднозначно относился к Королеве Виктории, хотя она и была одной из поклонниц его творчества.Что делает Алиса в этой удивительной стране? Сбитая с толку правилами жизни местных жителей, она пытается навязать им свои собственные ценности, что иногда имеет довольно пагубные последствия. Разве это не намек на колониальную политику Англии?Немало вопросов вызывают персонажи Морж и Плотник, а также двойники Твидлдам и Твидл, декламировавшие Алисе стихотворение. Согласно некоторым толкованиям, Плотник - это Иисус, а Морж - апостол Петр, тогда как устрицы - их ученики. Другие настаивают на том, что речь идет о Британской империи, в которой Морж и Плотник представляют Англию, а устрицы - колонии. Даже британский писатель Дж.Б. Пристли вступил в дискуссию и предположил, что Морж и Плотник могут быть прообразами двух различных типов политиков.Некоторые исследователи считают, что Гусеница - это красноречивый фаллический символ. Как бы то ни было, его связь с наркотической культурой является бесспорнойВсе эти странные толкования «настоящего» значения «Алисы», которые придумывали поколения за поколениями, на самом деле демонстрируют лишь одно: как изменение общественной морали может радикально влиять на понимание текста. Но прежде всего, это свидетельство того, что шедевр Льюиса Кэрролла является бессмертным творением и каждая эпоха ищет в нем свои собственные прихоти и проблемы.А, следовательно, дебаты продолжаются и в новом тысячелетии. «Алиса» - это притча о расстройствах пищевого поведения, предсказаниях компьютерной алгебры или сатира на Войну роз. В этом океане сотен конкурирующих теорий и толкований, мы чувствуем себя не менее растерянными, чем сама Алиса.Чарльз Доджсон был математиком, и поэтому неудивительно, что его рассказ изобилует арифметическими и геометрическими аллюзиями. Алиса сталкивается с серией головоломок: от загадок Шляпника до игры в крокет с Королевой, но как бы она ни пыталась решить их, они все равно оказываются бессмысленными и не имеют ответа.Хотя Доджсон был логиком - Страной чудес руководит абсурд. Возможно, именно в этом и заключается главная идея этой изобретательской истории. Мир - это безумное место, в котором наши надежды и ожидания часто находят разочарование.