«Дом удивительных людей» готовит нижегородцев с ментальными особенностями к самостоятельной жизни

Каждый год коррекционные школы региона заканчивают порядка двадцати тысяч выпускников. Эти молодые люди с ментальными особенностями оседают дома, не получая никакого развития. Подготовить ребят к самостоятельной жизни – такую задачу ставит проект системной помощи взрослым людям с ментальными нарушениями и другими особенностями «Дом удивительных людей», действующий на средства президентского гранта и других грантовых конкурсов. Полгода назад городская администрация Нижнего Новгорода предоставила под проект в безвозмездное пользование просторное двухэтажное помещение. Театр для развития Добротный евроремонт, вместительный современный лифт для людей на инвалидных колясках, мягкие качели в сенсорной комнате – здесь все продумано до мелочей, чтобы было комфортно людям с разными особенностями здоровья. Здесь они занимаются со специалистами арт-терапией, в различных мастерских – керамической, швейной, столярной, прикладного дизайна. И даже получают за выполненную работу небольшое денежное вознаграждение – зарплату. Разуваемся в прихожей и по лестнице поднимаемся на второй этаж, где уже идут театрально-игровые занятия. То и дело раздаются дружные взрывы смеха. Средний возраст «студентов» (так здесь называют ребят) – 22 – 23 года. Примерно столько же их тьюторам, сопровождающих ребят на занятиях, и большинству специалистов, поэтому в доме очень непринужденная дружеская атмосфера. «Основной диагноз ребят – органическое поражение центральной нервной системы. Есть сопутствующий диагноз — нарушения зрения, слуха, ДЦП, – рассказывает руководитель проекта Анна Шавлева. – Группы сформированы по тяжести нарушений: кто-то работает, а кто-то даже не разговаривает. «Студенты» приходят на занятия четыре раза в неделю и находятся в центре от двух до шести часов, в зависимости от своего состояния. Сейчас у нас 78 домашних ребят и 5 жителей психоневрологических интернатов. Это огромное подспорье для родителей: снимается вопрос няни (кто-то может оставаться дома один, а кто-то нет). Есть служба сопровождения – если родители не могут привести взрослого ребенка на занятия, этим занимаются тьюторы.Специалист театральной мастерской Ольга Мисюкевич занимается разными формами социального театра, уже поставила с ребятами несколько спектаклей. Во время такой терапевтической работы постоянно отслеживается динамика развития воспитанников. Полина Шкапина – координатор городского центра, мастер керамической мастерской, психотерапевт, ведет также танцевально – двигательное направление. «Чтобы в будущем ребята могли жить самостоятельно, в первую очередь важен труд, чтобы человек мог самореализоваться, – уверена Полина. – Мы лепим кружки и пиалы из глины, глазируем, красим, обжигаем. Все выполняется вручную, поэтому все изделия разных форм, аутентичны. Сегодня в регионе практически нет организаций для взрослых с ментальными нарушениями, и мы рады, что можем создать для них принимающую, развивающую, безопасную и бережную среду». Кулинария, кино, дискотека На занятии по кулинарии «студенты» сначала по очереди вслух читают рецепт приготовления шаурмы – по слогам, как в начальной школе. На предложение помыть помидоры – лес поднятых рук. Самое ответственное дело – порезать овощи – происходит под строгим наблюдением тьюторов. «У нас разделение труда – кто-то режет, кто-то трет на терке, кто-то отваривает. Каждый в своем темпе, – улыбается специалист по социально-бытовой ориентировке Анастасия Уракова. – Составляем список продуктов, которые нужно купить для нового рецепта, и идем в магазин. За полгода мы уже научились варить вполне серьезное блюдо – суп. Еще учимся проводить уборку, в какие службы обращаться при каких-то происшествиях. Родители радуются, что их дети приходят после занятий, переполненные впечатлениями, рассказывают, что делали, что у них получается».Суббота – досуговый день: ребята смотрят кино, устраивают дискотеки, играют в развивающие игры. Не обучаемых нет 19-летний Артём выглядит как фотомодель – пока не двигается. У молодого человека тяжелый вариант ДЦП: ходить он может только с поддержкой двух человек, большие сложности и с руками. Артем не мог посещать даже коррекционную школу. Но у него прекрасная любящая семья: мама, папа, младшая сестренка, а теперь еще и проект «Дом удивительных людей», где его всегда ждут . «До 18 лет мы возили Артема по программам ОМС в различные санатории, где с ним занимались специалисты, а он проводил время со сверстниками, – рассказал его папа Дмитрий Трофимов. – А с 18 лет, кроме спортивных секций, заниматься ему стало негде. Проект «Дом удивительных людей» предоставляет редкую возможность – отвезти ребенка заниматься со специалистами, общаться с друзьями. Главная цель – подготовить ребят к сопровождаемому проживанию, и это очень важно для нас». А еще Артем очень классно рассказывает истории. Во время пандемии, когда все сидели по домам, в центре открылась сказочная мастерская: специалист предлагала идею, и ребята сочиняли сказки. В результате вышла книга историй, сочиненных Артемом. 17-летний «студент» Петр, раскачиваясь на мягких качелях в сенсорной комнате и сияя добродушной улыбкой, с удовольствием дает первое в жизни интервью: «Раньше мы занимались на улице Пискунова, но там было тесно, здесь мне больше нравится – много места, можно дискотеки устраивать. У меня здесь много друзей». Петя – особая гордость специалистов центра. Когда он впервые появился в центре, ему было очень сложно контролировать свои эмоции и действия. Сейчас молодой человек успешно участвует в театральных постановках в центре и в своей школе. Те, кто видел парня «до» и «после», признают – перемены разительны. Кроме занятий в городском центре, проект предусматривает выездные интенсивы, на которых ребята занимаются в сопровождении тьюторов в загородном отеле. 19-летняя «студентка» Полина работает здесь администратором. Девушка еще учится в коррекционной школе, программа дается ей с трудом, но в центре она освоила работу с компьютером, может вызвать для ребят такси, подсчитать, какая нужна в целом сумма. Специальный психолог центра Екатерина Шмонина уверена: «вытянуть» можно человека с любой степенью метального расстройства. «Не бывает человека, который совершенно необучаем, – говорит она. – Надо только найти, в чем человек успешен, и те навыки, которые в этой деятельности развиваются, расширить на более сложные задачи. Любой человек может добиться результатов, но таким людям нужна помощь и поддержка». Ранее редакция сайта рассказывала, как «Точка роста» помогает начинающим предпринимателям воплотить социальные проекты в жизнь.

«Дом удивительных людей» готовит нижегородцев с ментальными особенностями к самостоятельной жизни
© Нижегородская правда