Войти в почту

ВЦИОМ: большинство россиян выступают против усыновления детей-сирот гражданами других государств

Более половины россиян — 60% — считают, что детям лучше оставаться в России, чем быть усыновленными за рубеж, следует из опроса ВЦИОМ, данные которого приводит РБК.

ВЦИОМ: большинство россиян выступают против усыновления детей-сирот гражданами других государств
© BFM.RU

Аргументы тех, кто против иностранного усыновления, сводятся к тому, что судьбу сирот нужно решать по принципу «где родился, там и пригодился». Некоторые убеждены, что российским детям небезопасно оставаться за границей. Кого-то беспокоят однополые отношения, которые могут стать отрицательным примером для усыновленных, или что таких детей могут воспитать с чувством ненависти к родине.

Треть из тех, кто за иностранное усыновление, уверены, что дети лишаются возможности обрести семью. Другие считают, что «дети важнее политики», кто-то думает, что у детей есть шанс на лучшую жизнь. С этим согласна мама троих приемных детей Елена Фортуна:

Елена Фортуна мама троих приемных детей «Иностранцы часто забирали детей, на которых у нас очереди не стояли. Понятно, что ни один родитель не мечтает о больном ребенке, тем не менее у детей, у которых тут не было будущего, у них оно могло быть там. Каждый ребенок — это отдельная судьба, это отдельная история, и тут сложно делать какие-то обобщения. Я однозначно за то, чтобы, конечно, усыновляли как можно больше».

В начале августа в Госдуму внесли законопроект, запрещающий усыновление гражданами недружественных стран. В числе инициаторов — депутаты всех фракций, кроме «Единой России». Они считают положительным опыт знаменитого «закона Димы Яковлева», запретившего в 2013-м усыновлять российских детей американцам и гражданам стран, где разрешены однополые браки. Если десять лет назад к иностранцам попали 2604 российских ребенка, то в 2019-м — 240. Большинство — в семьи к итальянцам.

Международное усыновление по всем конвенциям — крайняя мера, когда внутри страны варианты устройства ребенка исчерпаны. За последние несколько лет было два законопроекта, один из которых Дума рассмотрит осенью. Согласно документу, за родственниками будет закреплено преимущественное право на воспитание ребенка. С этой точки зрения надо ограничить международное усыновление, но для всех стран, а не для каких-то избранных, уверена президент фонда «Отказники» Елена Альшанская:

Елена Альшанская президент фонда «Отказники» «В нашей стране этого жесткого ограничения нет. Все, что у нас есть, — это история про то, что ребенка сначала должны были госорганы попытаться здесь устроить, он должен быть в банке данных не менее 12 месяцев. Иногда мы видим какие-то судебные процессы по иностранному усыновлению, где в качестве доказательств, что его не смогли здесь устроить, приводится срок его пребывания в банке данных и какие-то отказы от усыновителей, которые, вполне возможно, даже не видели этого ребенка. У нас действительно нет процедур, которые позволили бы доказать, что ребенка пытались и вернуть в кровную семью, и устроить. При этом понятное дело, что эти ограничения должны регулироваться не законодательством о каких-то мерах в отношении выбранных пальцем стран. Это сейчас политическое решение. Конечно, должно быть не так».

Многие россияне в процессе усыновления сталкиваются с проблемами. Помимо школы приемных родителей, все обязаны проходить психологическое тестирование, кого-то отсекают на этом этапе. Некоторые эксперты нелестно отзываются о работе международных усыновительных агентств, которые бывают замешаны в коррупционных схемах: налаживают связь с директорами детдомов, занимаются благотворительностью, а далее делают все, чтобы обеспечить иностранцам приоритетное усыновление, рассказывает руководитель проекта «К новой семье», приемный отец двоих детей Алексей Рудов:

Алексей Рудов руководитель проекта «К новой семье» «Бывают такие ситуации, когда мама [ребенка-отказника] с легким психическим отклонением. Дальше такой ребенок попадает в базу данных. Тут же, конечно, должны появляться российские усыновители. Только они приходят и говорят: знаете, мама — психически больная, папа сидит в тюрьме, психбольной, с ножом кинулся на тетку, и вот у ребенка, конечно, наследственность, а еще у ребенка антитела к гепатиту. Наши люди пишут отказ. При трех отказах можно усыновлять иностранцам. Это сложно законспирированная схема. Смысла ловить иностранцев и отдавать им на усыновление детей, которые вполне могут быть устроены, нет. Есть задача другая: во-первых, нормальную информацию доносить, а во-вторых, убирать коррупционную составляющую и за этим реально следить».

Всего в России в прошлом году было 478 тысяч детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Ежегодно около 40 тысяч попадают в российские приемные семьи. В среднем около пяти тысяч ежегодно возвращаются в детдом.