Войти в почту

Постановка настраивает зрителя на частоту его души

Конно-драматический театр «ВелесО» этим летом играет премьеру — постановку Евгения Ткачука «Люблинский штукарь» по одноименной повести Исаака Башевиса Зингера.

Постановка настраивает зрителя на частоту его души
© Вечерняя Москва

Когда жизнь заполняет сплошной белый шум, в который сливаются информационные сообщения, бьющие с экранов, транспортные развязки, сплетающиеся в узлы, лица новых знакомых с вкраплениями старых, давно ушедших из круга общения, хочется вынырнуть из этого потока и вздохнуть свободно. Для этого можно съездить в конно-драматический театр «ВелесО» под Санкт-Петербургом, на постановку «Люблинский штукарь», путешествие в которую начинается еще за пределами театра под открытым небом. И это не случайно — артисты проводят современного зрителя во время и пространство текста нобелевского лауреата.

Итак, перед вами довольно мрачный площадной цирк, живущий по своим правилам. Вы в нем — и зритель, и актер, без которого не начнется индивидуальное представление для каждого. Вы тут — главный. Или все же они? А может — «чудотворец», запертый в ящике, о котором никто ничего не знает, но вокруг которого атмосфера возвышенного и трагичного сгущается. Кто он — лишний элемент в цирке или его сердце?

— Давно хотелось в рамках «ВелесО» притронуться к цирковой истории, — рассуждает режиссер спектакля Евгений Ткачук о выборе материала. — А в романе Зингера, помимо этого, есть еще и глубокое исследование натуры артиста с его слабостями, ошибками и страстями. Тема очень близка и понятна.

Пока зрители прислушиваются к своим ощущениям, артисты увлекают их дальше — во двор Янкеля Кающегося, центрального персонажа «Люблинского штукаря», которого сыграл Андрей Черепанов. Он и есть — тот чудотворец, жизнь которого была вовсе не святой, но наполненной страстями и испытаниями.

— Люблинский штукарь — история о поиске Бога. Мы же хотим увидеть в глазах зрителя отражение того, что сами вкладываем в спектакль, — делится своим отношением Андрей. — А мы максимально стараемся вложить в него все свое внимание и, как бы пафосно ни звучало, душу.

Говорят, все желания исполняются — от восприятия событий спектакля не отвлекут ни кошка с собакой, которым любопытно, на что глядят столько людей, ни птицы, взмывающие в небо ровно тогда, когда природные декорации стоит дополнить. Зритель пристально следит за тем, через что прошла душа Янкеля на земле — за тем, как свободно парит в воздухе его юная жена, как обрушивается наземь с коня его любовница, как исчезает возлюбленная, укрыв алым шлейфом спину лошади, как достает свадебное платье его последняя любовь, призывая отказаться от добровольного заключения. К слову, необычных конструкций, которые помогают артистам расширить границы, тут много — играют не только люди, но и стихии. И это важно для создателей спектакля.

— В желании передать сложность и зачастую фатальность профессии циркача, мы с художником и архитектором Ником Хамовым изначально стремились к раскрытию этой темы через сложные, тяжеловесные конструкции, — пояснил Евгений Ткачук.

Отдельно нужно сказать и про артистов-лошадей, которые также задействованы в спектакле. Это пять коней: вороной Шукри-Дон, серебристый Заботливый, рыжие Боровик, Медовый, Валдай. Они послушны людям, но словно в любой момент готовы продемонстрировать свой нрав, и эта легкая непредсказуемость добавляет остроты восприятию. От их участия зрелище становится еще более теплым и масштабным.

Конно-драматический спектакль — зрелище действительно уникальное. Здесь и правда все окружающее становится декорацией, а грань между наблюдающим со стороны и артистом массовых сцен почти стирается по ощущениям. Впечатления от происходящего — мощные, увлекающие за собой. И если зритель реагирует, продолжает прислушиваться к тому, как его душа откликается на инсценированную историю вымышленного персонажа, то, значит, поездка в «ВелесО» была не случайной.