Детский спектакль помогает разобраться со взрослыми вопросами

В городе–герое Севастополе на берегу теплого моря есть четыре театра и несколько частных коллективов. Идти в Севастопольский театр юного зрителя на «Каштанку» Ивана Пачина можно как с детьми, так и со взрослыми.

Детский спектакль помогает разобраться со взрослыми вопросами
© Вечерняя Москва

Для того, кто вырос, создать произведение для детей — тот еще вызов. А чтобы сделать его таким, что и взрослые будут совершать открытия, пока его смотрят, мастерства мало, нужен талант. Все это есть в чеховской «Каштанке» Севастопольского ТЮЗа.

Со сцены со зрителями говорят о веселом и печальном, о фокусах, забавных животных и о домашнем насилии, о смерти. При том делают это так бережно, что острые темы не пугают и не ранят. И возможно, подтолкнут к пониманию того, как объяснить ребенку потерю близкого человека, помочь с ней справиться. Ведь в спектакле тоже погибает один из героев.

— Мне кажется, дети готовы к любому разговору. Главное, чтобы к нему были готовы мы. Ведь говорить с детьми на сложные темы очень важно, потому что ребенок чувствует и правду, и ложь взрослых, — размышляет режиссер Иван Пачин. — Вопрос в том, какую форму разговора мы выберем. Думаю, в этом смысле театр может быть идеален. Потому что у детей и у взрослых разный опыт, они смотрят спектакль с разных позиций, но проживают совместный опыт, а затем могут его обсудить.

Что видим на сцене? Каштанку (Екатерина Скрибцова), которая бежит следом за хозяином (Игорь Ливенцов), путаясь в чужих ногах, пока не заблудится и не попадет в дом к таинственному незнакомцу (Владимир Соловьев), где встретит других его питомцев. В спектакле интересное визуальное решение — приглушенные тона костюмов с ярко-красными элементами. Есть видеопроекции и театр теней.

Все это создает едва уловимое ощущение оживших живописных полотен, или старых открыток, или пластилиновых мультфильмов — стильно, эффектно, при этом лаконично.

И вот зрители всех возрастов, увлекаемые голосом рассказчика (Кирилл Паниотов), следят за цирковыми выступлениями, подглядывают за ходом репетиций и могут даже увидеть сны, которые снятся главной героине — маленькой собачке Каштанке.

— Нам хотелось, чтобы это была в высшей степени театральная работа, про театр. Мы не хотели делать новые декорации, но собрать все из подбора, — вспоминает Пачин. — Чтобы в этом была такая театральность несколько нарочитая, может, где-то старая, я бы сказал — олдскульная. И нам понравились в театре ширмы, которые были сделаны для другого спектакля. Но мы их развернули обратной стороной и сделали так, будто видим изнанку театра, театр «швами наружу».

Представление внутри представления и подготовка к нему — важная часть того, что ждет зрителей «Каштанки». Такой прием с точки зрения режиссера в этом спектакле вполне оправдан. Ведь речь идет о произведении автора «Чайки». И есть здесь, как и в знаменитой чеховской пьесе, жизнь и игра, дебют на цирковой арене.

— Театр — простое дело. В нем должна быть рассказана история, и должна быть игра, вот, пожалуй, и все. А «Каштанка» — великая история. В ней есть загадка: почему она вернулась, — резюмирует Иван Панчин. — И эта загадка имеет право быть разгаданной каждым по-своему. Мы предлагаем наш вариант. И для нас этот спектакль в том числе про то, что Каштанка есть в каждом из нас.

«Каштанка» СевТЮЗа — это смех, слезы и тепло после аплодисментов.