«Мы укрепляем основы государства»: Михаил Любецкий рассказал о роли Юнармии в Приморье
Большую популярность в Приморском крае набирает движение Юнармия, в котором занимаются военно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Подробности о роли движения в интервью с корреспондентом ИА DEITA.RU рассказал Михаил Любецкий, начальник штаба регионального отделения Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения Юнармия. Михаил Петрович, расскажите пожалуйста, что представляет собой Юнармия в Приморском крае? У нас есть план работы, который утверждён главным штабом, согласован с департаментом по делам молодёжи, министерством образования, ввиду того, что это общественное движение Приморского края, согласован с Губернатором Приморского края, с его заместителями. Задача Юнармии – военно-патриотическое воспитание. Подчеркну, не патриотическое, а военно-патриотическое воспитание. Для этого и пригласили на работу меня – полковника морской пехоты, офицера, участника боевых действий, кавалера ордена мужества. Я понимаю, что я делаю и понимаю, к чему мы идём. Мы работаем с детьми возрастом от 8 до 18 лет. Какова численность участников юнармейского движения в Приморье? Когда всё начиналось, в 2018 году было около 500 юнармейцев, самого движения будто и не было. Затем я вник в эту ситуацию, ведь есть свои тонкости, есть Устав, где всё прописано – дети должны быть зарегистрированы в системе АИС, форма одежды, мероприятия – всё это целый комплекс. На сегодняшний день 12 224 юнармейца по всему Приморскому краю в 34 муниципальных районах. В каждом выстраивается система: начальник штаба Юнармии Приморского края, далее начальник штаба Юнармии, например, Спасского муниципального района, дальше координаторы движения – это те люди, которые назначаются директором школы, дальше командир отряда (это среди детей) численностью 30 человек – как в пионерском движении. Можно сказать, что правопреемниками пионеров и комсомольцев являются юнармейцы. Я считаю, что сейчас очень важно заниматься военно-патриотическим воспитанием. Воспитанием ведь могут заниматься и родители детей, школа. В чём актуальность Юнармии? Родители сегодня работают постоянно – они круглые сутки на работе. Дети зачастую занимаются сами по себе. То есть детишками кто-то должен заниматься. Нужно выстраивать эту работу, прививать дисциплину – как назовёте её – трудовая, пионерская, юнармейская дисциплина. Это очень важно, потому что ребёнок должен понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Задача руководителей Юнармии – научить этих деток, показать и передать хорошие традиции наших дедов и прадедов, которые защитили мир от фашизма. Насколько это актуально в свете нынешних реалий? Даже сегодня мы видим, насколько актуальны вопросы военно-патриотического воспитания. Это особенно актуально, потому что сегодня действует британская пропаганда, английская, европейская. Например, «папа+папа», «мама+мама» – ну что это такое? Мы, русские люди, мы привыкли жить семьёй, жить для государства, если понадобится, отдать свои жизни за Родину даже не задумываясь. Так, как это делали известные герои, подвиги которых мы помним до сих пор, и делают сегодня ребята, которые борются с национализмом за пределами Российской Федерации. Мы должны рассказать детям, что делают наши военнослужащие за территорией России. Ответ простой, на мой взгляд – они бьют врага там, чтобы у него и мысли не было, чтобы кто-то из них сделал шаг на нашу территорию. Сегодня в Приморском крае при поддержке губернатора был создан музей «Россия – моя история», замечательная идея. Там работают отличные профессионалы, которые объясняют детям историю – историю России, историю Советского Союза, историю фашизма. Это очень важно. Почему сегодня это особенно важно? На мой взгляд, дети сегодня не такие разболтанные, как это было, скажем, лет 10 назад. Дети сегодня понимают, что им нужно в жизни, по крайней мере цепляются за жизнь, хотят реализовать себя. Моя задача, как руководителя – каждому ребёнку, с которым ты работаешь, показать где-то личный пример, поговорить с родителями, поговорить с директором школы, чтобы видеть ребёнка. Может быть в школе его кто-то не замечает. Например, он может говорить: «Мне неинтересно, потому что в школе учителя мной не занимаются, они со мной не разговаривают». Пообщался-пообщался, смотришь – ребёнок открылся перед тобой. Чтобы понимать детей, надо с ними работать, и не бумагами, не отписками, а живая работа, живое общение. В каких мероприятиях участвуют юнармейцы Приморского края? Мероприятия самые разнообразные, и их достаточно много. Например, на 9 мая, на День Победы, юнармейцы в количестве 71 человека шли в «коробке», я её возглавлял, мы готовились примерно в течение трёх месяцев. Дети участвовали разного возраста, но в основном самыми младшими были пятиклассники, потому что в «коробках» должны быть рослые, стройные. Остальные участвовали как запасники, а также шли в Бессмертном полку. Помимо этого, в школе еженедельно с юнармейцами проводятся занятия, согласно плану, утверждённому с директором школы. Есть также занятия по этике поведения, ещё есть направление, связанное с изучением истории Приморского края, куда приглашаем краеведа. Задача координатора – это всё организовать. Очень большую роль сегодня оказывает Исторический парк «Россия – Моя история». Для всех юнармейцев Приморья там проводятся очень хорошие встречи с экскурсоводом. Это бесплатно, по желанию детей и руководителей. Также совсем недавно мы провели морскую подготовку с детьми Владивостока. В течение 21 дня с ними проводились занятия по морской подготовке, по соблюдению мер безопасности, было и вязание узлов, и шлюпочная подготовка. Затем в честь Дня российского флага мы провели шлюпочный поход вдоль побережья с флагами, с пропагандой юнармейского движения, с флагом Российской Федерации, проплыли под руководством наставников – старших офицеров. В прошлом году с ДОСААФ мы проводили воздушно-десантную подготовку для 90 детей, которые совершили прыжки с парашютом. Легко представить, насколько увлекательными были эти занятия для мальчишек! Да и для девчонок. Знаете, в юнармейском движении Приморского края половина девчонок! Мальчишки могут стесняться, а девчонки – совсем нет. Правильно, что Россия носит женское имя, я этому очень рад, потому что всё сейчас держится на женских плечах. Даже взять эти прыжки с парашютом – девчонки впереди. Мальчишки могут в каких-то моментах трусить, а девчонка прыгнула – куда уже тебе деваться… В итоге никто от прыжков не отказался, и не было ни одной травмы. Проходят ли мероприятия в районах Приморского края? Да, буквально на днях в Спасске прошёл слёт Спасского района с участием детей. Там и спортивные мероприятия, и культурные, и образовательные. Проведена большая совместная работа. В сентябре мы проводим серьёзные мероприятия в школах на базе Арсеньева, посвящённые 150-летию Владимира Клавдиевича Арсеньева, причём там будет и занятия по актёрскому мастерству, и пионерский огонёк, будут выступать различные артисты, запланирована театральная постановка. Кроме этого, детей приглашают на экскурсии к памятникам, посвящённым нашим героям, погибшим за Отечество. Также запланировано посещение предприятия, которое выпускает вертолёты. То есть для юнармейцев запланировано довольно разнообразное проведение досуга. Что считаете особенно важным в работе с детьми? Моя задача, к которой я пришёл в процессе работы – чтобы с детьми работали только профессионалы и только знающие люди. Я – офицер, участник боевых действий. Среди моих друзей много коллег, товарищей, которые воевали вместе со мной. Но далеко не каждый человек может проводить уроки мужества. Не каждый человек может достойно и доступно объяснить детям, пообщаться с ними, разделить, что можно рассказать детям, например, о войне, а что лучше не озвучивать. Это важно – может ли человек достучаться до сердца ребёнка, «зажечь», заинтересовать его, или просто придёт и будет что-то говорить себе под нос и всё. Например, если это занятие по Уставам вооруженных сил, провести занятие приглашают военного офицера в звании, как минимум лейтенанта. Если же это занятие по строевой подготовке, его также проводит военный. Если это занятие по общественно-государственной подготовке, о политике, и так далее, то мы приглашаем на такие занятия и специалистов мэрии, и депутатов, начальника административно-территориального управления, его заместителей. Если занятие по военно-медицинской подготовке, то на него приходит как минимум, врач – иными словами, мы приглашаем людей, которые понимают, что они говорят, имеют соответствующее образование. Почему избрана стратегия работать с детьми именно через школы? Я вижу, что сегодня, центром воспитания, на мой взгляд, является школа. Мне комфортно работать со школами, с преподавателями, это люди единственные, которые понимают, что сегодня нужно детям. Конечно и родители также оказывают важное влияние на формирование будущей личности ребёнка. Основное время ребёнок проводит где? Дома и в школе. Есть ли от детей обратная связь? Какие чувства у юнармейцев после встреч и мероприятий? Есть дети, которые ещё стесняются. Старшие, как правило уже 2-3 года находятся в юнармейском движении, они чётко и ясно понимают цели и задачи на практике. Можем обратиться к статистике – если сначала было всего порядка 500 юнармейцев, то за несколько лет юнармейское движение выросло уже до более чем 12 тысяч человек. Это говорит само за себя – если бы детям было не интересно, дети бы не вступали в Юнармию. Какие мероприятия планируется провести в ближайшем будущем? В октябре я с детьми буду проводить юнармейскую смену в ВДЦ «Океан» – 300 детей со всей России. Я буду руководителем этой военно-патриотической смены под названием «Юнармейские маршруты». Несколько месяцев по приказу верховного главнокомандующего началась специальная военная операция. В связи с этим проводится какая-то дополнительная работа с участниками движения Юнармия в Приморье? Всё это делается с самого начала, мы участвовали во многих акциях. Например, дети писали письма защитникам Отечества, мы участвовали с организацией «Красный Крест» в сборе гуманитарной помощи, мы записывали видеообращение к нашим землякам – военнослужащим, которые защищают Отечество за пределами России. У нас каждый ребёнок знает, кто такой Сергей Викторович Лавров, великий русский дипломат. Когда не остаётся вариантов решения вопроса дипломатическим путём, приходится защищать своё Отечество так, при помощи проведения специальной военной операции. Многие юнармейцы в дальнейшем выбирают путь профессионала в военной сфере? Мы, юнармейцы, чётко понимаем свою задачу. Надо дело делать – работать, получать образование, работать на своё государство. Для того, чтобы работать, нужно получить образование в первую очередь. При этом мы не ставим вопрос так, чтобы юнармейцы обязательно пошли по военной линии, нет. Кто-то становится военным, кто-то – журналистом, историком, кто-то идёт на военную кафедру. Самое главное, чтобы человек был патриотом своей Родины, даже если он будет учиться за границей. Он может быть патриотом и проходя обучение в тех же США. Мы – та организация, которая не разрушает основы государства, а наоборот, укрепляет. И чем раньше мы займёмся детьми, тем раньше мы построим будущее нашим детям – без войны и со счастливым детством.