Учитель из Владивостока об адаптации к школе: «Двойка – это не оценка»

Как вы помогаете малышам адаптироваться к школе после каникул? — Первая неделя всегда легкая – она вводная. Само руководство школ больше трех уроков в первую неделю не устанавливает, потому что это адаптационный период для детей после длительных каникул. Входить детям достаточно легко, потому что все уроки направлены на повторение, а в начальной школе они проходят в игровой форме по типу «Выше, сильнее, быстрее». Для многих детей, особенно младших классов, страх вызывают оценки, они расстраиваются, когда не получают высокие баллы, как этого избежать? — У меня как раз сейчас второклассники, то есть у них в прошлом году не было оценок, и сейчас у них идет момент переключения, когда их знания будут оцениваться не наклейками и печатями, а системой баллов. У меня есть свой подход, чтобы дети не боялись оценок, и я всегда заранее оговариваю с родителями, что каждая оценка – это показатель уровня знаний, который есть у ребенка и это должно восприниматься на уровне семьи. Я всегда говорю, что двойка – это не оценка, это показатель того, что ребенок материал не освоил: либо он болел, либо не захотел воспринимать эту тему. Тройка – это когда ребенок понимает, о чем идет речь, но воспроизвести это не может. Четверка – это когда он знает материал, который был дан в учебнике, а пятерка – это когда ребенок может рассказать и добавить что-то свое. И такой подход родителям и ученикам очень нравится. В своей работе вы используете какие-то необычные подходы к преподаванию? — У меня есть система, и я уже представила ее на всероссийском уровне – квадрат взаимодействия. Это такая система рассадки детей «3+1», которая была разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Очень часто родители не знают, что у их детей есть ограничения, которые не связаны с интеллектом и мыслительной деятельностью, но могут быть создавать трудности для обучения, это могут быть гиперактивность (СДВГ), дислексия или дисграфия. Система «3+1» – это когда три нормотипичных ребенка и один с ОВЗ. Вместе они отлично взаимодействуют, потому что среди них есть генератор идей, прекрасный оратор, а дети с ОВЗ отлично себя показывают в технологии, рисовании и фиксировании информации, также они хорошие математики. Получается, когда они взаимодействуют такими четверками, то они выдают результаты, которые по одному не могли бы дать. Данная система уже была мной отработана с 1 по 4 класс. Сегодня важно говорить о патриотизме с детьми, проводите ли вы какие-то уроки на эту тему в своем классе? Как адаптировать эту информацию? — Тут помогает подача информации в игровой форме. Мы очень часто с детьми готовим сценки для участия в различных конкурсах, и изначально мы вместе изучаем сценарий и действующих лиц. И вот, когда ребенок надевает военную форму, он перевоплощается и ведет себя по-другому. И в данном случае восприятие информации идет уже по-иному. Отмечу, что у нас школа с углубленным изучением китайского языка и до пандемии в рамках проекта к нам приезжали дети из Китая и знакомились с русскими традициями. Их приезд всегда выпадал на лето, когда в школе работает лагерь, и мы все вместе исполняли гимны. И когда очередь доходила до китайской стороны, то мы видели, как они все ровненько стоят в красивой форме и хором поют свой гимн – это выглядело потрясающе. И наши дети после этого загорелись, мы начали учить гимн. Все это показывается на примерах, потому что есть и родители, которые не знают нашего гимна. Но важно и нужно, чтобы это было заложено с начальных классов. Так, с нового учебного года во всех школах будут поднимать государственный флаг и исполнять гимн в начале учебной недели. Но есть дети, которые уже приходят в первый класс с патриотическими нотками, потому что они видят это все в своей семье. И хочу отметить, что совсем недавно нашла сайт президента России, разработанный специально для детей, где можно найти уроки на темы «Кто такой президент и чем он занимается?», «Что такое конституция?», «Зачем нужны вооруженные силы?» и другие. С его помощью родители теперь могут самостоятельно проводить познавательные уроки патриотизма дома. С этого года планируют ввести уроки и по половому воспитанию, но для старших классов, по вашему мнению, в каком возрасте необходимо начинать говорить с ребенком на эту тему? — Такие уроки были у нас, когда мы учились в 10–11 классах. К нам приходили специалисты и рассказывали об этом. Такие уроки проходили отдельно для мальчиков и для девочек. С этого года традиция вновь вернется в учебные заведения. Уроки по половому воспитанию будут проходить только для старшеклассников, потому что малышам такую информацию воспринимать сложно, их внимание мы концентрируем на семье и дружбе. Уже завтра в школах вновь зазвенят звонки, расскажите, как пройдет 1 сентября для ваших учеников, что вы подготовили интересного? — Мы с родителями организовали выезд в «Роял парк». Мы заранее решили, что 1 сентября – это семейный праздник, потому что каждый родитель был когда-то учеником и у него до сих пор есть трепетное чувство к этому дню. Поэтому было решено, что мы проведем этот день вместе – в кругу семей, я, как классный руководитель, тоже буду со своей семьей. Мы организовали с родителями квест для малышей, и так как сейчас все наши классы многонациональные, то решили, что каждая семья угостит своим традиционным блюдом. На свежем воздухе мы планируем приготовить национальный плов. Такой праздник будет интересен не только детям, но и взрослым. Фото: предоставлено Ольгой Астаховой

Учитель из Владивостока об адаптации к школе: «Двойка – это не оценка»
© РИА "ФедералПресс"