Войти в почту

У кого-то и хлопоты были приятные: ребенок, маленький или почти выросший, оказался именно в том учебном заведении, в которое хотел он сам и родители. Другие посматривают с тревогой и разочарованием: ребенок не смог поступить туда, куда планировали, приходится довольствоваться чем-то другим. Кто-то вовсе в растерянности: выросший ребенок не поступил никуда, а то и вовсе не сдал экзамены за 9 класс. Вот и думают: как быть дальше? И невольно возникает вопрос: те ли задачи мы ставим перед нашими детьми?

Чему важнее научить?
© Вечерняя Москва

Приведу примеры из жизни. Мальчик должен пойти в первый класс. Мама в течение многих месяцев предпринимала разные шаги, чтобы он попал к определенной учительнице начальной школы. Может быть, кто-то из старших детей или из близких друзей у нее учился, с ней хорошо знакомы, поэтому уверены, что именно этот человек будет лучшим учителем для сына? Но в этом может быть и скрыта ошибка.

Эта учительница действительно хорошая, но из всех предметов больше всего любит математику, берет по этому предмету сложную программу для занятий и выбирает не простые учебники. Но родители ребенка уверены, что у их сына, который еще ни дня не провел в школе, склонность к математике и к другим точным наукам, в том числе к тем, о существовании которых он сам может не знать. Почему родители в этом возрасте определяют будущее ребенка вместо того, чтобы серьезно с ним заниматься и понять, какие Господь дал ему способности?

Мальчик посещал компьютерный кружок для дошкольников, и там у него что-то получалось. Ребенок еще не начинал по-настоящему заниматься, и какие предметы ему будут даваться лучше, еще не известно, а семья заранее «записала» его в математики. Родители не старались узнать, кто из учителей больше подошел бы их ребенку по взаимодействию с детьми, по темпераменту и т. д., а выбирают только по критерию — «считается сильным математиком». И если ребенка взяли в этот класс, то считают, что цель достигнута. Но пойдет ли на пользу это ребенку? Станет ли математика его любимым предметом в реальности? Будет ли он готов заниматься не по самой простой программе?

Не окажется ли, что, познакомившись с разными областями знаний, он больше всего полюбит, например, историю или литературу? И подойдет ли ему по характеру учительница, к которой его записали? Может быть, лучшим вариантом для него стал бы другой педагог, который более мягкий по характеру. И что будет с его душой? Может быть лучше было направить свои силы не на внешние задачи, а на что-то более глубокое? Например, почитать с ним Евангелие и другие хорошие книги, чтобы в душе заложить понятие что такое хорошо (добро), что такой плохо (грех). Развить в нем чувство отвержение греха, ведь поступление в школу — это первая ступень его вхождения в мир, в котором много зла.

Ребенку надо привить твердость и решимость в противостоянии злу. Научить его рассудительности, уметь сделать правильный выбор, любви к своей родине, к истории, а этому поможет чтение книг, посещение исторических мест, храмов, музеев. Важно на доступном уровне рассказывать историю своего города или села, рассматривать семейные фотографии. Все это укрепляет любовь к родному, расширяет кругозор и развивает память.

Выбирая учителя, часто говорят «сильный математик», «сильный педагог», «у нее дети олимпиады по русскому языку выигрывают», «активный человек, творческий, такие хорошие спектакли с детьми ставит». И все-таки это внешние характеристики, не гарантирующие того, что ребенок будет успешно учиться, и у учителя будет хорошее взаимодействие с ним. Никакой учитель, «сильный математик», не гарантирует успехов в математике у ребенка с первого до выпускного класса. И тот, про кого говорят «сильный педагог», может не подойти конкретному ребенку.

Под словосочетанием «сильный педагог» может скрываться многое. Подчеркнуто требовательный? Но, возможно, этому мальчику или девочке лучше подойдет более мягкий учитель. Привыкший работать с сильными, способными детьми, добиваться хороших результатов? Но дети разные. И ребенку в этом возрасте может быть нужен учитель, который поможет ему раскрыться постепенно, а не сразу показать свои способности. Бог никого не обделил, у каждого человека есть свои таланты, и у детей, и у педагогов. Родителям нужно быть внимательными к своему ребенку, знать его особенности, чтобы понять, что действительно нужно, и что ему полезно, а не только обращать внимание на характеристики педагогов, отражающие внешнюю сторону их деятельности.

Разумнее узнать, к чему педагог призывает детей и как их воспитывает. Например, учительница просила ребят и родителей принять участие в школьном сборе макулатуры. Чему она таким образом учила? Бережному отношению к природе, к окружающему нас миру. Не выбрасывать то, что можно сдать на переработку. Учила беречь деревья, ухаживать за цветами, беречь, что нам дано. Помогала детям понять: есть то, что от них зависит, есть реальные дела, которые они могут делать.

Другая учительница отвезла группу подростков в специализированное учреждение для детей с особенностями здоровья. Поехали, пообщались, в чем-то помогли, привезли небольшие подарки, сделанные своими руками. И подростки плакали потом… Они осознали, как хорошо живут они: семья, родные люди, свой дом, друзья, хорошая школа, здоровье. И поняли, что жизнь может быть совсем иной. Именно в сложный, переломный возраст учительница прививала им человечность. Думаю, этот пример говорит о педагоге больше, чем все внешние характеристики.

Здесь хотелось бы вспомнить одну цитату преподобного Амвросия Оптинского на подобную тему: «Еще в Ветхом Завете сказано: «Сын ненаказанный скорбь отцу и печаль матери» (ср. Притч. 17; 25), т. е. сын, не наставленный в страхе Божием и законе Господнем. В настоящее время многие родители детей своих учат многому, часто ненужному и неполезному, но нерадят о том, чтобы наставлять детей страху Божию, и исполнению заповедей Божиих, и соблюдению постановлений Церкви, отчего дети большею частию бывают непокорны и непочтительны к родителям, и для себя, и для Отечества непотребны, иногда и зловредны». Это было сказано в XIX веке, а злободневно и в нынешнем XXI-м. Ответственность педагогов в воспитании юных важна не менее примера родителей в семье.

Проявляя заботу о детях, мы должны не забывать, что есть то, что всегда ценно: эрудиция, начитанность, умение размышлять, хороший кругозор, человечность, доброта, умение сочувствовать. Может быть, стоит в детях развивать эти качества и переживать, если их нет, а не по поводу классов, факультетов и программ? Я не пытаюсь принизить значение образования. Настоящее хорошее образование очень важно. Но оно не сводится к внешней известности и престижности учебных заведений и программ.

В Евангелии сказано: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8: 36). Эти слова Спасителя говорят о том, что должно быть приоритетом в жизни человек. Главное, чтобы молодой человек понимал, для каких целей он хочет посвятить свою жизнь в той или иной профессии — ради достижения славы, богатства или просто материального благополучия, хочет ли он заниматься наукой, чтобы сделать человечество более счастливым, как, например, русский ученый-генетик Николай Иванович Вавилов (1887-1943 гг.) или выдающийся врач-хирург архиепископ Лука Войно-Ясенецкий (1877-1961 гг.).

Конечно, более глубокое осознание своего жизненного выбора, профессии и сферы деятельности могут прийти только с годами, но повлиять на этот выбор может совокупность факторов — среда, в которой он растет, воспитание, образование и т. д. Или даже «случайности», которые православные обычно называют Божиим Промыслом. Но есть и еще один метод, который подсказывает нам греческий старец Порфирий Кавсокаливит: «Послушай, что я тебе скажу: молись, а потом говори. Так поступай со своими детьми. Если ты все время будешь давать им советы, то они будут им в тягость, и, когда они вырастут, то будут ощущать давление. Так что предпочитай молитву. Говори с ними через молитву». Важно научиться говорить с детьми через молитву.