Ветер перемен? Как многодетный отец из Челябинска планирует изменить российское образование

Аспирант Южно-Уральского университета Дмитрий Андреев не планировал открывать бизнес, занимался IT, строил семью. В 2008 году у него родилась дочка. Когда он повел ее в детский сад, то ужаснулся: дети приходили в садик с планшетами, но на входе педагоги их забирали, оставляя в развлечение древние пирамидки, кубики, неваляшки. Все это Дмитрий видел много лет назад, в своем детстве, с тех пор ничего не изменилось. На вопрос, почему гаджеты остаются за порогом, воспитатели объясняли, чтобы сохранить детям зрение. «Я понял, что моему ребенку было бы интересно, чтобы в детском саду гаджеты не отнимали время, а помогали развиваться. Так зародилась идея», – признается Дмитрий.Бережливый стартап Бизнесмен собрал команду из студентов-аспирантов и занялся разработкой «умных» устройств или антигаджетов. Они лишены минусов обычных планшетов и смартфонов, не ухудшают здоровье, лишь провоцируют развитие ребенка. Первые вложения в проект — ноутбук и пять лет высшего образования, без стартового капитала. Тогда при вузах создавались малые инновационные предприятия (МИП), облагаемые пониженным налогом, и команда решила попробовать этот путь. Как МИП программисты получили субсидию Минэкономразвития в полмиллиона рублей и вложили ее в разработку полезных гаджетов. Осенью 2012 года команда участвовала в конкурсе Imagine Cup компании Microsoft, вышла в финал и заняла второе место. Она презентовала интерактивный комплекс «Играй и развивайся» — это около ста подвижных занятий по развитию речи, окружающему миру, математике, английскому языку. Дети получают знания в ходе игры, управляя интерфейсом с помощью тела, ног и рук. Идея оказалась жизнеспособной, позже она получила рекомендацию к использованию от Министерства образования и науки РФ. «У нас тогда была методика бережливого стартапа, то есть мы продавали продукт, потом его изготавливали. Методологию на тот момент мы уже знали, правильно применили и сразу начали делать то, что пользуется спросом – это нам помогло. Нас было четыре человека, все – технари, поэтому было сложно. Программисты же больше любят общаться с компьютером, нежели с людьми, поэтому первое время у вообще не было отдела продаж. Мы все больше работали над технической частью. Потом к нам присоединился психолог, которая подсказывала какие игры создавать, команда стала расширяться», – рассказал бизнесмен. Так появилась автономная от вуза компания «Инновации детям». Она существует уже девять лет и за это время заметно разрослась, как и семья Дмитрия – он отец пятерых детей. Сам Андреев с головой ушел в бизнес, давно не занимается разработкой – последнюю строчку кода написал в 2015 году. Техническая составляющая отдана в руки команды, где есть программисты, иллюстраторы, дизайнеры, психологи. Сейчас в линейке «Инновации детям» шесть профессиональных инструментов для дошкольного образования: интерактивная песочница, скалодром, комплекс «Играй и развивайся», интерактивный пол Magium, умное зеркало ArtikMe, интерактивный физкультурный комплекс. Они созданы, чтобы упростить работу педагога, улучшить ее качество. «У нас есть полная методическая поддержка, мы не просто продаем продукт. Мы знаем, что, грубо говоря, где-то в Якутии есть педагоги вообще не знакомые с информационными технологиями, нам нужно их обучить. У нас есть бесплатные курсы по обучению педагогов. Кроме того, многие в целом трудно общаются с любыми технологиями, поэтому у нас есть максимально открытая поддержка, помогаем каждому обратившемуся». Продажи без продаж Самый востребованный продукт «Инновации детям» — «Умное зеркало». Логопеды на своих занятиях показывают артикуляцию. Ребенок должен видеть и педагога, и себя, поэтому используется зеркало. Команда Дмитрия Андреева решила превратить однообразный процесс в игру — дети одновременно видят в отражении и себя, и сказочных персонажей. Они как бы попадают внутрь волшебного мира. «У меня у самого двое детей к логопеду с «Умным зеркалом» ходят и эффект очень хороший. В первую очередь, мы делаем продукцию для своих детей, на них же и пробуем — это наше конкурентное преимущество. У нас в Челябинске есть свой центр — такой центр будущего, где мы все технологии апробируем, получаем отзывы, расширяем функциональность. В нем можно увидеть, как улыбаются дети. Мы смотрим на реакцию, снимаем и анализируем. Этот процесс, конечно, можно на аутсорс вынести, но это будет менее эффективно, а так мы получаем живую обратную связь. Кроме того, это заряжает всю команду еще больше работать». Гаджеты разрабатываются и собираются в Челябинской области, производство серийное, есть склад готовой продукции. Часть комплектующих импортная. Когда в феврале логистические цепочки нарушились, Дмитрию Андрееву пришлось менять поставщиков, искать новые пути, а также переходить на операционные системы, не попавшие под санкции. Постепенно все стабилизировалось, сейчас накладок нет. «Инновации детям» дает пожизненную гарантию на свое программное обеспечение, обещает бесперебойную работу оборудования. Компания берет на себя монтаж, настройку и техническое обслуживание гаджетов.«Нам повезло, мы сделали настолько необычный продукт, настолько яркий, что он сам себя продавал. По Котлеру идеальный маркетинг — это маркетинг без отдела продаж. В некотором смысле у нас так и получилось, потому что первые три года мы делали какие-то фотографии, показывали, как наши продукты работают, а детские сады соглашались без особой обработки возражений. Им нравилось, потому что они видели, как на гаджетах занимаются наши дети, какие они мотивированные. Одно дело, ты играешь со стандартными пособиями, прописями, другое дело, ты делаешь все в интерактивной форме, в дополненной реальности, эффект от этого еще больше с точки зрения педагогики». Основные заказчики умных гаджетов — учреждения с детьми дошкольниками: частные и государственные садики, больницы. Например, оборудование «Инновации детям» используется в Челябинской областной больнице в реабилитационном отделении. «Мы иногда даже не ожидаем, кто может купить, из какого сегмента придет покупатель», — поделился Андреев. Гаджеты можно использовать и дома, но не все их могут себе позлить — средний чек от 100 тыс. рублей. «Когда-то мы хотим сделать для домашнего использования продукты, но пока сосредоточены на изменении образования. Наша цель — сделать сначала профессиональный продукт, чтобы технология была в каждом образовательном учреждении, а потом уже и для дома, чтобы мамы и папы с детьми могли играть». Дмитрий Андреев уверен, что у государственных образовательных учреждений есть деньги не только на пирамидки, но и на гаджеты. Где-то хорошее бюджетное финансирование, например, северные регионы, но зачастую все зависит от руководителя, его активности. «У нас есть примеры, когда у детских садов не было средств, но они участвовали в грантовых конкурсах, выигрывали деньги и покупали наше оборудование».Гаджетами «Инновации детям» пользуются по всему миру. Они переведены на девять языков. Экспорт настроен в СНГ, Израиль, Турцию. До санкций поставки были в Польшу, Великобританию, Испанию, США. Гаджеты уникальны, у каждого из них на рынке 1-2 конкурента, но и они созданы больше для развлечения, а не для образования. «С точки зрения программного обеспечения наша продукция уникальна, у нее нет аналогов. С программно-аппаратной точки зрения, есть аналоги, но их очень мало. И когда детский сад или образовательное учреждение покупают оборудование, они делают выбор в нашу пользу». Санкции отразились не только на логистике. Компании пришлось повысить цены, а клиенты заморозили покупки из-за неопределенности. Также пришлось поменять маркетинговые каналы. Социальные сети, через которые шел поток, попали под запрет, а другие площадки не выдержали свалившейся на них нагрузки, эффективность продаж упала. При этом «Инновации детям» почти не заметила уход западных IT-компаний. Наоборот, освободились ниши, появились возможности. «Мы выросли в Челябинске, в городе суровых мужиков. Много думали, где открывать филиалы, переезжать в Москву, Сочи или Питер. Но у нас заказчики равномерно распределены по всему миру, каких-то особых конкурентных преимуществ находиться конкретно в столице для бизнеса нет. Можем прекрасно делать бизнес, находясь в Челябинске. Более того рынок IT в Москве, с точки зрения кадров, перегрет, там очень много компаний, кому нужны IT-специалисты, и они их долго ищут. В Челябинске, хоть он и город-миллионник, рынок не так сильно перегрет, есть вакансии. Многие специалисты работают на удаленке, поэтому им не важно местонахождение. Но все же здесь есть у нас некоторое конкурентное преимущество». Непреодолимых препятствий нет В России IT-сфера одна из самых сильных в мире, потому что в стране исторически сильная математика и алгоритмика. По некоторым направлениям, «мы впереди планеты всей, в банковской сфере точно». Особенно хорошо развиты проекты, несвязанные с железом. Но есть дефицит кадров, отрасль нуждается в специалистах, иначе она не может расти. Во многих компаниях не запускаются IT-проекты, просто потому что не могут найти квалифицированные кадры. «Инновации детям» не исключение. «Проецируя на нас, мы в принципе находим кадры, но всегда хочется выше, больше, сильнее. У нас всегда есть пул проектов, которые бы запустились еще «вчера», если были бы сформированы команды». По прогнозу Андреева, в ближайшие 20 лет спрос на IT-специалистов в России будет расти. В разработке много систем, на которые не хватает рук. IT-специалисты есть, их много, но не хватает именно мотивированных людей с качественными знаниями. На корочки никто не смотрит, важны индивидуальные способности. В команде «Инновации детям» есть выпускники монтажного техникума и они намного эффективней, чем ребята, закончившие вуз с профильной кафедрой. «Нам надо сохранять сильное математическое, алгоритмическое образование. Я думаю, это нас спасет рано или поздно, тогда инфраструктура у всех появится. Сейчас мы сильно с этим запаздываем, надо какие-то фундаментальные вещи менять. Пока, если я придумал какой-то стартап, мне интересней его производить не в России. Есть много инфраструктурных ограничений, связанных с себестоимостью, производством, и, на мой взгляд, они не быстро решатся, мы даже можем еще больше отставать. Поэтому нам надо: первое, заняться созданием инфраструктуры, тут возможно государство должно помочь, а второе, сохранить фундаментальное математическое образование». «Инновации детям» старается использовать все государственные меры поддержки: финансирование выставок, субсидии на модернизацию производства, гранты. Кроме того, компания является резидентом «Сколково», что дает пониженное налогообложение, продвижение продукции. Дмитрий Андреев считает, если государство выделяет достаточно большие средства на поддержку предпринимательства, ими логично пользоваться. Большая миссия Есть у компании и некоммерческие, социальные проекты, например, «Почта доверия» против травли детей. Буллингу подвержен каждый десятый школьник, а команда Андреева вместе с челябинским «Фондом 2020» пытается помочь. Они развешивают в школах QR-коды. Дети могут сосканировать их, анонимно задать любой вопрос профессиональному психологу или поделиться внутренними переживаниями. Во время каникул пилот проекта отлично показал себя в оздоровительных лагерях. С сентября «Почта доверия» будет запущена в школах Челябинска, а примерно через три месяца — во всем регионе. «Если мы добьемся нужных нам показателей вовлеченности детей, если «Почта доверия» действительно будет вызывать доверие, то проект можно будет масштабировать на всю Россию». «Инновации детям» строят большие планы. Они каждый год презентуют новые продукты, и этот — несмотря на санкции, не станет исключением. Какой гаджет ждать, бизнесмен оставил в секрете, но пообещал, что в будущем появится целая экосистема оборудования, а «умные» зеркала будут в каждом образовательном учреждении. «Миссия нашей компании — создать образование будущего, показать, как современные технологии помогают. Во-первых, в детсадах и школах большая текучка кадров. Когда, мы внедрим наши технологии, педагогам будет хотеться работать в детском саду и они перестанут уходить. В нашей стране педагог дошкольного образования получает 30-35 тыс. рублей, в редких случаях больше. Поэтому в садах остаются люди, которые действительно любят детей. Я считаю, что для них мы и работаем, создаем гаджеты, чтобы помочь им. Во-вторых, я бы хотел, чтобы дети бежали с радостью в садик заниматься на наших гаджетах, а когда выпускались из него, то возвращались бы и проводили там время».

Ветер перемен? Как многодетный отец из Челябинска планирует изменить российское образование
© УралПолит.Ru