Людмила Петрановская: В ситуации выхода в детский сад очень много составляющих, нет общего рецепта

Очень много вопросов и разных ситуаций про детский сад, слезы (или их отсутствие), привыкание.

Людмила Петрановская: В ситуации выхода в детский сад очень много составляющих, нет общего рецепта
© Daily Moscow

Дело в том, что в ситуации выхода в детский сад очень много составляющих, поэтому не может быть общего для всех рецепта: идти, не идти, когда, на сколько. Любая новая ситуация, любая задача по адаптации — это уравнение, в котором есть переменные и постоянные. И как оно сложится — зависит от множества составляющих.

Сам ребенок, его темперамент, характер, особенности: общительность, позитивность, выносливость к шуму, адаптивность к распорядку. Его возраст: иногда сейчас — ну никак, а уже через три месяца легко идёт. Его стиль привязанности: обычно тяжелее детям с тревожной привязанностью.

Стиль привязанности родителя — тоже тяжело с тревогой отдавать дитя чужим людям. Состояние родителя в период адаптации: тревожность, вина, подавленность могут передаваться ребенку. Семейная ситуация в период адаптации: конфликты, болезни, переезды, рождение малыша. Рамки возможностей семьи: можно не отдавать в сад или нет выбора, можно ли забрать пораньше.

История выращивания ребенка: был почти все время с мамой, или часто получал заботу от разных взрослых (родные, няни, ситтеры). Особые обстоятельства: болезни, госпитализации, чрезвычайные ситуации в жизни ребенка.

Принятые в обществе нормы: все вокруг отдают в ясли в полгода, или только тебе приходится. Условия в учреждении: сколько детей на одного взрослого, хватает ли заботы. Личные компетенции воспитателей: умеют ли завладеть ребенком, утешить, поддержать. Правила и ритуалы периода адаптации и правила прихода в садик каждое утро.

Вот так много всего, и если вы столкнулись со сложностями, то имеет смысл постепенно идти по этому списку, пробуя изменить то, что можно изменить. Тут важно именно не искать какую-то одну «проблему», а смотреть на ситуацию как на большое уравнение. Не нравится результат? Пробуем менять переменные и смотрим, что будет.

Иногда это работа родителя со своей тревогой. Иногда лучше немного подождать. Иногда важно наладить хорошие отношения родителей с воспитателем. Иногда изменить какую-то мелочь: вот писали, что стали приводить ребенка чуть раньше, и она успевает увлечься игрой до того, как видит рыдающих детей в раздевалке.

В общем, это творческая задача. Не спешите отчаиваться, наблюдайте, пробуйте, обсуждайте с ребёнком. Если совсем никак — обращайтесь за помощью к семейным психологам, разберёте свое «уравнение» вместе.

Опубликовано на Daily Moscow по информации из официального Telegram-канала автора.