Московские артисты привезли «Запретный плод» для волгоградцев
Волгоградский зритель не избалован выступлениями столичных служителей Мельпомены. Каждый их приезд в наш город становится событием для местной публики. Уже поэтому на гастрольном спектакле Московского ТЮЗа под названием «Запретный плод» в зрительном зале волгоградского НЭТа был полный аншлаг. А по завершении спектакля волгоградцы стоя аплодировали его авторам и исполнителям.
Девочка и мальчик
Звучит свадебный марш Мендельсона. Два артиста, молодые мужчина и женщина, выезжают на сцену в огромных прозрачных воздушных шарах.
Становится слышно, как громко стучит чье-то сердце. Это сердце беременной женщины. А на сцене – ее пока не рожденные дети. Брат и сестра, близнецы. Они знакомятся и учатся друг друга понимать. Они познают окружающий мир, в который пока что не пришли. И слышат голос Бога – голос, который не умеют слышать взрослые. Дети же способны слышать его и после рождения – через «родничок» на темечке.
Над сценой, откуда-то сверху, доносятся приглушенные голоса. Это голоса родителей. Они обсуждают, какими станут их будущие дети, придумывают для них имена – старинные, православные.
– А я хочу быть Александром! – говорит сестре мальчишка. – Мы, Александры, рождаемся для того, чтобы создавать новые страны, чтобы вести народы за собой!
Так, якобы в утробе женщины, проходит первое действие спектакля «Запретный плод». Брат и сестра в нем готовятся родиться и жить среди людей. Они умны, талантливы, любознательны, много важных для будущей жизни вещей им принесли генетика и Бог. Но на исходе действия они вдруг слышат от своих родителей ужасный приговор – аборт.
В круге втором
Второе действие. На сцене – родители тех девочки и мальчика. Они ссорятся, выясняют отношения. Их любовная лодка разбилась о быт. Женщина гневно вспоминает своему супругу всё – пиво, рыбалку, баню в сомнительной его компании. И постоянное невнимание к себе, матери его будущих детей. «Пять лет ушли коту под хвост», – считает она.
А ведь еще совсем недавно они оба так хотели ребенка. Но в их беседу, точнее – в ругань внезапно врывается страшное слово – «аборт». Муж, правда, не согласен на него:
– Аборт на поздней стадии беременности – это убийство!
– Ты убивал когда-нибудь? – спрашивает супруга. – Ты убивал на службе в армии людей?
– Не знаю. Мы стреляли из дальнобойных орудий. И куда попадали, не знаю…
А зрители вместе с родителями не родившихся пока детей пытаются понять, что же подтолкнуло их к этому страшному решению. И многие при этом вспоминают что-то из собственной жизни...
Спаси и сохрани
Не родившихся пока детей и их родителей играют два молодых актера Московского ТЮЗа Ксения Попович и Антон Богдасаров. И в каждой из этих ролей они настолько убедительны, что воспринимаются как совершенно разные исполнители. Четыре года назад, к моменту первой постановки этой пьесы, Антон и Ксения сами были почти детьми, и это были их первые «взрослые» роли.
Ксения Попович с тех пор вышла замуж, сама стала матерью. У Антона тоже имеется своя семья.
– Наш спектакль не про аборт, – считает Ксения. – Он, скорей, об отношениях между людьми, о чувстве братского плеча и о любви. Что же касается самого слова «аборт», то для меня как для женщины и матери оно под запретом. О своей беременности в свое время я узнала на репетициях именно этого спектакля. Моему сыну уже четыре года, и с каждым новым годом жизни сына спектакль звучит для меня по-новому. И я уже просто не представляю своей жизни без него.
– У меня пока что нет ребенка, – говорит Антон Богдасаров. – Но, работая в этом спектакле, я понял, что с абортом мириться нельзя. Не хочу, чтобы женщины его делали…
«Я эту пьесу писал под себя»
Автор пьесы «Запретный плод», режиссер-постановщик спектакля Игорь Афанасьев окончил театральную студию у выдающегося советского драматурга Алексея Арбузова, прошел серьезную сценическую школу. Был артистом, сейчас сценарист и режиссер. По сценариям Афанасьева снято несколько фильмов, он также автор нескольких романов.
– Эту пьесу я писал специально под себя, – рассказывает Игорь Яковлевич про спектакль «Запретный плод». – Во втором моем браке у меня появился ребенок. Мне было тогда 58 лет. До этого я долго работал по контракту за рубежом, в Америке. Занимался там театром, кино, телевидением. Но я не принял эту страну. Вернулся к себе на малую родину, в Благовещенск. И встретил там свою судьбу, которая и подарила мне ребенка.
По словам Игоря Афанасьева, пьесу «Запретный плод» он начал писать в 2 часа ночи и окончил через двое суток, не прерываясь на сон. И сегодня она в репертуаре 15 театров двух стран. Кстати, идет этот спектакль и на сцене Камышинского драмтеатра.
Не убий!
«Запретный плод» в постановке Московского ТЮЗа посмотрел и благословил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По мнению предстоятеля РПЦ, этот спектакль должен посмотреть каждый человек в нашей стране.
Спектакль «Запретный плод» выиграл также грант Президентского фонда культурных инициатив. Благодаря этому он отправился в гастрольную поездку по всей стране. Его уже увидели жители Благовещенска, Тулы, Хабаровска, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Рыбинска, Брянска, Красноярска, ряда других городов. Настала очередь и Волгограда. Затем из города на Волге артисты поедут с ним на Алтай.
– В этих поездках мы посетили много и неблагополучных в социальном плане мест, – говорит Игорь Афанасьев. – В Хабаровске, к примеру, на нашем спектакле присутствовали два десятка девчат-заключенных.
Спектакль ждет долгий путь по многим городам России. Режиссер-поставщик и артисты уверены: если, посмотрев его, хоть одна беременная женщина откажется от своего намерения совершить аборт, значит, трудились они не зря.
– Думаю, для нас, для нашего театра это не последний совместный проект с артистами Московского ТЮЗа и лично с Игорем Яковлевичем. Мы будем нарабатывать новые подобные проекты, – утверждает директор Волгоградского НЭТа Ангелина Шершень.
А пока авторы и исполнители спектакля «Запретный плод» приглашают всех желающих написать свои собственные эссе на тему «Биография нерожденного человека» и их отправить им. Самые лучшие эссе будут опубликованы на сайте этого спектакля:chelovechki.ru.