Войти в почту

С деньгами на «ты» – с детства

Элементы финансовой грамотности с этого учебного года включены в образовательные стандарты и становятся обязательными для учащихся 1-9 классов. О том, зачем школьнику изучать финансовые инструменты, мы поговорили с управляющим Отделением Курск Банка России Евгением Овсянниковым. – Евгений Викторович, чья инициатива введения финансовой грамотности в учебную программу и как будет интегрирована новая дисциплина в уже существующие? – Изучение финансовой грамотности школьниками стало результатом совместной работы Минпросвещения России, Минфина России и Банка России, которые и предложили включить финансовую грамотность в образовательные стандарты. Теперь на уроках математики, окружающего мира, географии, информатики и обществознания дети будут получать знания о финансах, учиться правильному обращению с деньгами. В начальных классах ребята познакомятся с основными правилами безопасности в интернете, научатся вести доходы и расходы, планировать свой собственный и даже семейный бюджет. Ученики постарше – с 5 по 9 класс, научатся защищать свои права, освоят азы предпринимательской деятельности, узнают, как распознать мошенников, как рассчитывать налоги, стоимость товаров и многое другое. – Вы упомянули о мошенниках и безопасности в интернете. Часто ли вообще дети и подростки попадают в Сети онлайн-аферистов? – Дети – одна из наиболее уязвимых аудиторий перед обманом мошенников. Именно поэтому обучение школьников правилам цифровой безопасности необходимо с раннего возраста. Мошенники активно пользуются соцсетями и мессенджерами, популярными среди детей и подростков. Они могут взломать аккаунты в соцсети и рассылать по спискам контактов просьбы срочно перевести деньги или, к примеру, прислать в мессенджер ссылку на ресурс с вредоносным программным обеспечением. Один из распространённых способов обмана – онлайн-игры. В этом пространстве мошенники могут похищать деньги у детей разными способами. Злоумышленники создают поддельные магазины онлайн-игр, куда юный покупатель вводит данные карты и лишается денег. Часто аферисты в Сети активно участвуют в тематических форумах, чтобы втереться в доверие к подростку, а затем выведать данные карты родителей. – Какие ещё опасности подстерегают подростков в Сети? – Детей постарше злоумышленники нередко заманивают объявлениями о быстром и лёгком заработке, например, предлагают проходить тесты, участвовать в несложных опросах. Суть обмана в том, что для перевода оплаты за работу они требуют все данные карты и похищают средства. Популярны сейчас и так называемые «инвестиционные» онлайн-игры, которые действуют по принципу финансовой пирамиды. Мошенники собирают деньги и требуют приводить новых участников для получения дополнительных бонусов. Проект быстро «схлопывается», и доступ к деньгам попросту исчезает. Известны и случаи, когда злоумышленники привлекают подростков переводить деньги со счёта на счёт за процент, тем самым втягивая их в мошенническую схему по транзиту преступных денежных средств, что грозит уголовной ответственностью. – Сейчас не только взрослые, но и подростки выбирают покупки в интернете. В чём здесь основная опасность? – Самый популярный приём мошенников – создание фейковых интернет-магазинов с низкими ценами на популярные товары, в том числе среди подростков. Опасность в том, что, выманивая данные карты, злоумышленники опустошают счёт, а также могут добраться и до денег родителей, если карта, которой пользуется ребёнок для покупок, привязана к счёту взрослого. Безусловно, нужно помнить и о том, что мошенники часто втираются в доверие к ребёнку, выдавая себя за их ровесников. Такие «виртуальные друзья» могут убедить ребёнка совершить противоправные действия или вовлечь в совершение экономических и иных преступлений. – Будут ли теперь школьники получать необходимые финансовые знания, в том числе по кибербезопасности? – Конечно, ведь пользоваться финансовыми инструментами современные дети начинают рано, а значит, и кибергигиене нужно учиться как можно раньше. И если ребёнок будет чётко знать и соблюдать простые правила обращения с финансами в онлайн-пространстве, он не станет совершать покупки на сомнительных сайтах, не будет переходить по ссылкам от незнакомых отправителей, а просьбы о помощи от друзей обязательно перепроверит простым звонком. – Последние несколько лет Банк России проводит онлайн-уроки по финансовой грамотности, в том числе для учащихся школ. Будет ли этот проект продолжен? – Онлайн-уроки по финансовой грамотности Банк России проводит с 2015 года. Они проходят в формате прямых эфиров для учеников 8 – 11 классов и студентов техникумов и колледжей по всей стране. 14 сентября стартовала осенняя сессия для школ и колледжей. Кстати, в серии онлайн-уроков весной 2022 года приняли участие более 30 тысяч курских школьников. – Сколько будет длиться осенняя сессия онлайн-уроков по финансовой грамотности? – Вебинары будут идти до 16 декабря. В эту сессию впервые будут включены уроки по истории денег, разработанные совместно с Музеем Банка России. Ученики также узнают, как грамотно распоряжаться личными финансами, как их сберегать и приумножать, о принципах страхования и защите от мошенников. Эксперты, в том числе специалисты курского отделения Банка России, расскажут о том, что делать, если финансовая организация нарушила ваши права. С расписанием уроков и инструкцией по подключению можно ознакомиться на сайте www.dni-fg.ru. – Евгений Викторович, и всё же, зачем человеку, тем более школьнику, изучать финансовые инструменты? – Прежде всего эти знания сформируют у ребят правильные финансовые навыки и установки, которые помогут им избежать финансовых ошибок в будущем. К примеру, меня, как и большинство взрослых людей, управлению финансами в детстве не обучали. Поэтому во взрослой жизни грамотному финансовому поведению мы учимся путём проб и ошибок, набиваем шишки. А у наших детей есть прекрасная возможность этот этап пройти в игровой форме в период обучения. Это крайне важно ещё и потому, что цифровая реальность постоянно формирует новые вызовы, все время появляются новые финансовые инструменты, которыми нужно уметь пользоваться. Именно поэтому детям, которых с малых лет учат общаться с деньгами, будет гораздо проще решать финансовые вопросы во взрослой жизни. ВОПРОС РЕБРОМ Дети и деньги В какой-то момент каждый родитель задаётся вопросом: с какого возраста детям можно давать карманные деньги. Журналисты «Российской газеты» задали его заместителю министра финансов РФ Михаилу Котюкову: – Детей к вопросам финансов нужно привлекать как можно раньше, – уверен Котюков. – Но прежде всего надо понимать – зачем. Ведь что такое «дать деньги»? Это в первую очередь дать ребенку возможность примерить на себя ответственность выбора, ответственность принятия решения – как потратить? И есть разница – деньги наличные, бумажные, или безналичные, на карте. Когда ты видишь, что ты отдаешь «живые» деньги – это одно. Если сумма списывается с карты – нет ощущения траты, и расход воспринимается по-другому. Когда родители планируют семейный бюджет, допустим, оформляют кредит на что-то, неплохо привлекать и детей. У нас на уроках есть такая задачка: кредит, который берёт семья, в семейном бюджете должен быть в графе «доход» или «расход»? Дети часто отвечают – «доход». Но это не так. Это, конечно, расход, потому что потом придётся отдавать свои деньги. Через такие примеры мы хотим донести до ребят: принцип «семь раз отмерь, один – отрежь» в вопросах финансов важен как нигде. Валентина ЮРЬЕВА

С деньгами на «ты» – с детства
© Курская правда