Дети улиц: как рабoтают в Чите с малолетними правонарушителями
Это место, где содержатся малолетние правонарушители. Сюда ещё не ступала нога журналиста. Что на самом деле находится за этими высокими стенами? Как проходит быт детей? Сколько лет самому молодому нарушителю и за что он попадал в это место? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью корреспондента ZAB.RU с начальником Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей УМВД России по Забайкальскому краю подполковником полиции Алексеем Фетисовым.
Когда был создан Центр? Где до этого находились несовершеннолетние, которые нуждаются в особом режиме и присмотре? И вообще, как это происходит, как они сюда [в Центр] попадают?
Ранее были детские приёмники-распределители для несовершеннолетних. Созданы они были в 1935 году. В 1988 году приёмник переехал сюда, в здание на Девичью сопку. Ранее он находился на перекрестке улиц Ленинградская и Балябина. Основной задачей приёмника-распределителя была борьба с беспризорностью несовершеннолетних. В 1999 году приёмники были переименованы в Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Расширился и функционал. Теперь наша задача принять детей, проводить с ними индивидуальную профилактическую и воспитательную работу, исполнять приговоры судов, постановлений судей, постановлений уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации о помещении несовершеннолетних правонарушителей в ЦВСНП, направлять в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
Коснёмся возраста. Сколько лет самому младшему ребёнку и самому старшему, которые содержатся в Центре?
Возрастные рамки – до 18 лет. В основном, подростки, помещаемые в Центр, это несовершеннолетние с 11 лет. Содержался у нас мальчик восьми лет. То есть та категория детей и подростков, которые совершили правонарушение или преступление, но не достигли возраста привлечения к уголовной ответственности и направляются к нам для профилактической работы.
Сколько среди содержащихся мальчиков и девочек?
На данный момент в Центре содержатся только мальчики. Если брать в процентном отношении, то ежегодно количество помещённых мальчиков составляет 85%, а девочек – 15% от общего числа. В этом году у нас содержалось три девочки.
За какие правонарушения помещаются дети в Центр? И куда затем направляются?
В основном это имущественные преступления и правонарушения -кражи, угоны. В центр подростки помещаются на определенный срок и после направляются по месту жительства или в учреждения закрытого типа. Ближайшее в Забайкальском крае – это город Сретенск. По специальным путевкам подростки направляются и в учреждения в другие регионы.
Каков распорядок дня в Центре? Есть ли часы для занятий, личное время?
День начинается в 7:30 с подъёма, утренней зарядки, гигиенических процедур. Потом дети завтракают и приступают к учебному процессу, с ними занимаются педагоги, воспитатели. На каждого ребенка составляются индивидуальные планы воспитательной работы, с учетом его личности. В нашем центре есть и спортивный зал, и компьютерный класс. После 19 часов у них личное время. Ребята играют в настольные игры, общаются по телефону с родными, смотрят художественные фильмы. Есть волейбольная и баскетбольная площадки, корт для занятия мини-футболом.
А какие фильмы показываете? Патриотические?
Большое внимание у нас уделяется военно-патриотическому воспитанию, нравственному и правовому.
Давайте поговорим о быте содержащихся в Центре детей – сколько раз их кормят и чем? Есть ли душевые? Как обстоят дела с медицинской помощью?
У нас созданы все условия для содержания детей. Центр рассчитан до 26 койко-мест. Для бытовых условий несовершеннолетних отведены 3 этажа. На первом этаже находится помещение дежурной части, комнаты первичного содержания, медицинский блок, душевые, столовая, кабинеты. На втором – учебные классы, комната для проведения досуга, компьютерный класс, кабинет психологической разгрузки. На третьем этаже – спальные помещения, комната для спортивных занятий и библиотека.
Несовершеннолетние обеспечиваются привозным пятиразовым горячим питанием, одеждой. Блюда самые разнообразные, в меню есть молочные продукты, фрукты, соки.
Привлекаются ли содержащие в Центре к общественно-полезному труду?
Прививаются навыки самообслуживания, по желанию подростки привлекаются к поливке цветов, высаживанию рассады и прочим видам труда.
Какие воспитательные и профилактические меры применяются к содержащимся в Центре подросткам?
Процесс реабилитации правонарушителей в Центре организован путём рациональной организации воспитательной работы и учебного процесса. Профработа организуется по следующим основным направлениям: правовое, духовно-нравственное, познавательно-эстетическое, трудовое и спортивно-оздоровительное. Проводятся мероприятия по патриотическому воспитанию, гражданско-правовому информированию, профориентационная работа, потому что многие дети уже закончили девять классов общеобразовательной школы. Также воспитателями проводятся часы правовой грамотности, на которых подростки получают основы знаний по уголовному, административному и гражданскому праву, защите их прав и законных интересов. Воспитателями проводятся как групповые, так и индивидуальные формы работы. Всё зависит от психофизических особенностей несовершеннолетнего, возрастных особенностей, уровня интеллекта. С учётом всех этих особенностей строится воспитательная работа. В Центре имеется штатный психолог, который проводит работы с каждым поступившим несовершеннолетним. На начальном этапе проводится первичная консультация, с целью выяснения причин совершения противоправных поступков, а также диагностика, направленная на предупреждение повторных правонарушений.
Копии заключений психолога направляются в территориальные органы МВД России, комиссии по делам несовершеннолетних по месту постоянного проживания.
Для организации учебного процесса Центр обеспечен всем необходимым: учебниками в рамках школьной программы, наглядными пособиями. Учебные кабинеты оборудованы согласно нормам. Сведения об успеваемости ребят затем направляются по месту учёбы.
Для организации воспитательной работы мы не только своими силами проводим работу, но и привлекаем различные организации. Взаимодействуем очень плотно с Общественным советом при УМВД России по Забайкальскому краю, с учреждениями культуры. Например, членами Общественного совета проводится очень много мероприятий в течение года. Основное внимание при проведении этих мероприятий уделяется вопросам профилактики преступлений, повторных в том числе, и пропаганде здорового образа жизни.
Расскажите о персонале Центре. Кто здесь работает? Есть свои лидеры, педагоги с опытом и стажем? Какими успехами может похвастаться Центр?
У нас с несовершеннолетними работают довольно опытные сотрудники. Более 50% личного состава имеют высшее педагогическое и юридическое образование. Большое количество сотрудников более 20 лет работают с несовершеннолетними. Они имеют большой практический опыт работы с данной категорией. Работа заключается в том, чтобы найти к каждому индивидуальный подход. Дети могут поступать озлобленные, у которых нет контакта со сверстниками, учителями. И задача каждого сотрудника - найти индивидуальный подход, чтобы процесс реабилитации строился на высоком уровне. Чтобы несовершеннолетние уезжая от нас сделали для себя определенные выводы и в дальнейшем правонарушения не совершали.
Самый характерный случай попадания в Центр, на примере конкретных историй. Что больше всего запомнилось?
Самый запоминающийся… Здесь, наверное, не скажешь, что было самое запоминающееся. Наверное, каждый случай – он запоминается. Когда, например, помещается восьмилетний ребёнок и у него уже неоднократные совершения краж чужого имущества. И уже как крайняя мера – помещение в Центр. Как правило, сюда помещаются дети, контроль за которыми со стороны законных представителей отсутствует, либо осуществляется не должным образом. Это дети проводящие длительное время на улице и досуг которых не организован. На сегодняшний день есть такие дети, которые совершили ряд краж. Это кражи, например, из домов, кражи продуктов питания, велосипедов, сотовых телефонов. Это ребёнок, не достигший возраста 10-ти лет. Я считаю, что это довольно-таки яркий пример, когда ребёнок 10-летний совершает такое количество общественно-опасных деяний. Порядка 90% несовершеннолетних, они все в какой-то степени похожи, но были дети, совершившие грабежи, угоны автотранспорта, акты вандализма.
Обращение к родителям: что надо делать, чтобы дети никогда сюда не попали – совет профессионала.
Это прежде всего забота о детях, их воспитание. Ежедневная кропотливая работа. Необходимо организовать досуг несовершеннолетних, как во время учебного года, так и во внеурочное время. Контролировать круг общения ребёнка. Использовать возможности центров дополнительного образования, приобщать к занятиям спортом. В случае возникновения недопонимания с ребёнком, подавленного настроения с его стороны, повышенной нервозности, обращаться за помощью к психологу. Классным руководителям обращать внимание на изменение поведения ребёнка, не оставаться равнодушным к конфликтным ситуациям, возникающим между детьми, контролировать посещаемость учебных занятий, постоянно находиться в контакте с детьми.
1 / 10
Беседовал Никита Кондратьев
Выражаем благодарность
пресс-службе УМВД России
по Забайкальскому краю
за помощь в подготовке материала