Мария Журавлёва: "Музыка - это лекарство от одиночества"
Педагог по классу виолончели Мария Журавлёва поделилась впечатлениями о мастер-классе в Омске, рассказала о том, сколько детей сегодня выбирают этот сложный инструмент и как родители могут помочь ребёнку не потерять интереса к музыке. 18 сентября в Органном зале прошёл концерт учащихся ЦМШ - Академии исполнительского искусства. Семь юных виртуозов исполняли произведения XVIII века вместе с Омским камерным оркестром под руководством Григория Вевера. А днём ранее в Омске состоялся мастер-класс преподавателя по классу виолончели Центральной музыкальной школы Марии Журавлёвой для подрастающих омских звёздочек. Мы поговорили с опытным педагогом о том, когда лучше привести ребёнка в музыку и как помочь ему на этом сложном пути. - Мария Юрьевна, поделитесь впечатлениями от прошедшего в Омске мастер-класса? - - Пришли замечательные дети, педагоги и даже родители, которые довольно активно участвуют в процессе обучения, помогают педагогам. Конечно, дети на всех мастер-классах немного зажаты и испуганы. Но они хорошие и талантливые, слушают очень внимательно, замерев, такая тишина в зале. И педагоги, которые поддерживают наш замечательный инструмент - виолончель, не дают ему погибнуть, умереть. Они растят юных музыкантов. Мне было приятно работать в этом красивом зале. Так что впечатления остались очень хорошие. - Какая у вас в Омске была задача? Вы справились с ней? - Я всегда справляюсь со своей задачей. Было бы странно проработать 40 лет с детьми и сказать: "Ой, я не знаю, что с ними делать" (смеётся) . Моя задача… Я всегда хочу поддержать педагогов-виолончелистов, потому что им трудно. Я хочу поддержать детей. Но не просто сказать: ты молодец, и всё, а похвалить за то, что есть. Почему-то принято что-то исправлять, улучшать и ругать за то, что не получается. А можно делать по-другому - хвалить за то, что есть, и делать это искренне. Важно обратить внимание на то, что у ребёнка получается. Мне кажется, что ребята выходили после мастер-класса в хорошем настроении, это так важно. И не только им, но и нам с вами. - Когда у всех кругом высокие ожидания, юному музыканту приходится несладко. Как сохранить у ребёнка интерес к музыке (а не воспитать невротика)? - У меня есть два часа, чтобы ответить на этот вопрос (смеётся) ? Это сложная тема - и в городе Омске, и в Москве, и в Санкт-Петербурге. Я вам больше скажу, в допандемийные времена я ездила в другие страны, и мне задавали тот же вопрос: как пробудить интерес? Если коротко, то педагог в 99 % случаев берёт эту ответственность на себя. Маленький ребёнок верит всему, что слышит от взрослого. Если ему педагог сказал: "Ты всё хорошо делаешь" - это одна ситуация. Если наставник всё время недоволен результатами, и ребёнок привыкает, что он делает "всё неправильно или не так", или же просто ребёнку скучно, то нет каких-то "рецептов", которые могут помочь сохранить интерес. Дети могут делать хорошо, только когда им интересно. И это очень трудно - и учить, и вызывать интерес, и поддерживать, и быть строгой, и всё время разной, - потому что в детстве авторитет педагога очень большой. - Много ли детей идут учиться игре на виолончели? - Я не знаю, как изменилась ситуация, но за мои 40 лет преподавания она всегда была примерно такая: из 10 детей - 5 пианистов, 3 скрипача и 2 виолончелиста. В редких случаях пропорции незначительно менялись: 2 скрипача и 3 виолончелиста. Я не знаю, нужно ли, чтобы из 10 учеников 9 мечтали играть на виолончели, но, конечно, инструмент надо поддерживать, вызывать к виолончели интерес. Талантливые люди должны заниматься этим процессом и не случайным образом, а системно. Должны быть хорошие инструменты, смычки и учебники. Должны быть позитивные эмоции, родные должны поддерживать. Если нет никакой помощи дома, то ребёнку будет очень трудно. Виолончель на первом этапе, особенно в первые три года, очень сложна. Заниматься нужно в тот момент, когда ребёнок ещё не уставший и при этом регулярно. И если ребёнка поддерживают дома, это сразу заметно. Если поддержки нет, то ребёнок начинает отставать, а педагог нервничать, и пошло, пошло, пошло, и в результате в 5 классе он бросает эти занятия. Это плохо. - А как эта помощь должна проявляться? Что конкретно нужно делать родителям? - Как угодно. Внимание к ребёнку - это всегда хорошо. Помогли организовать день или посадили заниматься - хорошо. Родитель пришёл на концерт - вообще замечательно. Бывает так, что играет ребёнок на концерте, а родителей нет, и нет никого из друзей и приятелей. Им всё равно. А если пришли мама и папа, бабушки и дедушки, то это уже другое настроение у ребёнка. Иногда мне мамы говорят: "Я в этом ничего не понимаю". Таким я сразу говорю: "Вы ошиблись дверью. Не нужно, чтобы ваш ребёнок приходил ко мне в класс". Разобраться в том, что делает ваш ребёнок, нетрудно. Просто нужно иметь время и желание, прийти и вникнуть. - Как реагируют родители? - Кто-то откликается, кто-то - нет. Есть родители, которые включаются, начинают приходить на уроки, им самим это становится интересно. В Омске на мастер-классе была такая мамочка. Не знаю, станет ли её ребёнок профессионалом, но точно хорошо окончит музыкальную школу. Общий интерес в семье - это здорово. - Как влияют занятия музыкой на ребёнка? - Обучение музыке очень положительно сказывается на интеллекте. Ребёнок развивается интенсивнее. Нотная грамота и теория музыки - это сложные, но очень развивающие науки. Это первое. Второе - это труд. Если он интересен хоть немного, если ребёнок втягивается, то это большая помощь ему в жизни - научиться работать ежедневно. Результат - маленький, но это результат - он сыграл хорошо на концерте, педагог порадовался, дома порадовались. Это труд. Далеко не все дети обучаются труду. Это просто не входит в стиль жизни семьи - "Сделал уроки - всё, беги". Позаниматься специальностью, позаниматься сольфеджио - это система, которая должна сложиться, и она очень положительно действует на детей. Так что труд - это тоже очень хорошо. - А если сильных успехов нет? Многие родители разрешают своим детям бросить музыкалку, когда понимают, что профессиональным исполнителем их ребёнку не стать. Это правильно? - Допустим, ребёнок не стал музыкантом, но окончил музыкальную школу. Это слушатель, который потом придёт на концерт. Он совсем по-другому воспринимает: ему интересно, он узнаёт произведения, он не сидит в телефоне. Не стал ваш ребёнок скрипачом - ничего страшного. У меня есть много примеров (и это не только мои ученики), когда у детей совершенно другое отношение к музыке. Они её понимают и любят ходить на концерты, их туда не "загоняют". Это целый мир, в который ты или входишь, или прошёл мимо. Можно прожить и без музыки, но с музыкой-то гораздо интересней и эмоциональней. А во второй половине нашей жизни музыка - это лекарство от одиночества. Музыка может восполнить очень многое в эмоциональной сфере уже немолодых людей. Фото: Илья Петров