«Я переписала Тихий Дон»: амурская мастерица делает реалистичные куклы и мечтает о театре

Всё осваивала сама

«Я переписала Тихий Дон»: амурская мастерица делает реалистичные куклы и мечтает о театре
© 2x2.su

Театра пока нет, поэтому «актёры» Елены Владимировны заполнили почти всю её небольшую квартирку. Но они не репетируют, а просто ждут своего часа...

Наша героиня - школьная учительница: хоть и на покое, но работы у неё непочатый край. Вот, например, Григорий Мелехов («Тихий Дон» все читали?) наконец-то обрёл свою Аксинью. А недавно и сынок у них родился. Правда, имени у него пока нет и кличется он временно просто казачком.

Ну, не будем вас больше томить - речь о куклах! И это лишь часть того, чему Елена Черноголова посвятила всю свою жизнь: и человеческую, и профессиональную.

Впервые с куклой как с таковой я познакомилась в свои почти три года, - вспоминает амурчанка. - Пришла однажды в гости к своей подружке. А её бабушка из шифоньера и достала куклу - уж не помню, по какому поводу, но мне на всю жизнь запали те мои чувства.

Тогда, в 1960-е гг., игрушки вообще были редкостью. И можно понять, каким потрясением стала кукла для маленькой Лены. Забегая вперёд, первая, именно своя кукла (обыкновенная, пластмассовая) у девочки появилась в десять лет. Пришла со школы - лежит у неё на кровати. Столько радости было!

Семья Елены жила в Джезказгане, Казахстан. Родители вечно на работе. Ребёнку хочется играть, а нечем. Ну, не беда - можно же сделать самой.

Мастерение и было для меня игрой, - отмечает Елена Владимировна. - Помню, выходила во дворик нашего двухэтажного дома, садилась за столик уличный и целыми днями копалась, что-то мастерила. Всё осваивала сама: и нитку в иголку вдеть, и рисовать - никто не учил, не помогал. Мастерила я в уединении и до сих пор люблю, чтобы мне во время работы никто не мешал.

Огонь детских глаз

Всю свою трудовую жизнь Елена Владимировна отдала детям. Какими способностями Бог одарил, тем всегда и делилась. Сперва работала в детсаду и к всевозможным праздникам, утренникам постоянно делала какое-то оформление, декорации, всякую атрибутику.

Потом перешла на работу в школе в должности учителя ИЗО и технологии. «Веду самый лучший предмет! Потому что ребёнок на него не идёт, а бежит с удовольствием», - отмечала женщина. Хотя, конечно, дело не только в самом предмете, а ещё и в педагоге. Елена Владимировна сама прекрасно понимает, что дети всегда чувствуют отдачу. В школе мастерица давно уже не работает, но при каждом появлении там её обступают дети и хором просят вернуться. Это дорогого стоит!

Чего мы только с ребятами ни мастерили! - улыбается наша героиня. - Самое главное - поймать нужный интерес. Не всем вышивать нравится - ну, давайте, например, фигуры из картона делать. Начинаем моделировать, скажем, боевую технику времён Второй мировой войны. А как сделать картинку объёмной? А колёса могут крутиться? Конечно, от вас же всё зависит! И пистолеты картонные делали, которые карандашами могут стрелять, и игрушки вязали, и марионеток мастерили. Купленная самая красивая игрушка - это одно, но когда ты сам сделал! Столько радости, восхищения, любви к этой, пускай бесхитростной поделке! Это надо видеть - горящие ребячьи глаза. Они безусловно хотят научиться делать что-то своими руками, и им достаточно показать, как. Очень ценно, что и родители с уважением относятся к труду ребят. То, что домой забирают, бережно ставится в шкафчик, а не просто заиграли до тряпки и выбросили.

И ведь не просто лепили или вязали. Смотрели в интернете, как на самом деле выглядело то же боевое советское вооружение, чем отличалось от вражеского. И так, отмечает Елена Владимировна, ненавязчиво изучали свою историю, проникались патриотизмом.

Звали в театр «Амурчонок»

Дочь Елены Черноголовой, Ольга (тоже Владимировна) также выбрала педагогическую стезю. А ранее она заканчивала благовещенский культпросвет и вела с мамой свой кукольный театр. Как же это интересно было! Столько народу в зал набивалось - даже из города приезжали посмотреть. Куклы-то большие, и не просто глазами и ртом хлопают - двигаются как живые. И не просто сказки показывали - настоящие шоу устраивали. Дважды коллектив ездил в областной центр на фестиваль театрального искусства и оба раза становился лауреатом.

Выступали в областном кукольном театре «Амурчонок». Оля за ширмой, а я в зале наблюдаю за всеми. Помню, показывали мы «Красную Шапочку» на новый лад - с экологическим уклоном. У нас ещё вдобавок спецэффекты были световые - зал сидел как намагниченный, - вспоминает наша героиня.

Куклы мастерицы были так хороши, что «Амурчонок» даже забрал себе с десяток, когда театр Пригородного, к большому сожалению, перестал существовать.

Ольга так загружена в школе - какой там театр! А вот перейти бы ей в наш клуб, в нём как раз капремонт заканчивается, - мечтает Елена Владимировна. - Я бы ей помогала во всём, и дети были бы заняты. Но это пока невозможно - в клубе другое руководство. А вот кукол было жалко, что без дела висят - вот и отдала кое-что в «Амурчонок». Собаку вот только не отдала - принципиально, хотя так просили! Уж больно она хороша - как живая. А дальнейшую судьбу моих актёров в Благовещенске и не ведаю, а вот узнать бы! Меня даже звали туда работать. И я бы, конечно, с удовольствием - это ж моя стихия. Но я жду театра в Пригородном.

Кстати, ранее мастерица жила с семьёй на Кавказе. У неё со товарищи и там свой кукольный театр был, и тоже успешный - со всего города зрители приходили. Тоже гастролировали, где только могли.

«Девочки, цветочки, лапочки мои!»

Куклу Елена Владимировна может сделать из чего угодно: мол, голь на выдумки хитра. Вот есть у неё, например, фигурка женщины на мотоцикле: взяла просто бумагу, скомкала, обернула малярным скотчем - готово! Главное - идея, а там уж что под рукой будет.

Вот запало как-то смастерить главного героя шолоховского «Тихого Дона» - Григория Мелехова! А там и любовь его, Аксинья, подоспела. Причём случайно - из фигуры какого-то клоуна, которому 100 лет в обед. И был он с дефектом: папье-маше при высыхании потянуло глаз, и вышло такое косящее лицо - ну а что, есть же и такие люди. Многим даже свой шарм придаёт. Вон у Григория дефект с ухом, например - пережалось немного в процессе. Ну, скажем, последствие пулевого ранения. Главное - они выжили, и вот ребёночек даже им смастерился! Дал кто-то случайно какую-то кукольную голову, кепку на неё надела: ой, да это ж детёныш мелеховский! Правда, у него пока имени нет - просто казачонок.

Елена Владимировна смеётся: я, мол, вообще считаю, что переписала историю «Тихого Дона». Пусть всё будет хорошо - Григорий с Аксиньей остались вместе и с ребёнком. Не может же такая любовь, как у них, даром пропасть!

На чету Мелеховых месяца полтора ушло. А вообще у мастерицы в работе всегда несколько вещей сразу. Делает одно, а думает уже о другом. Был, например, такой мистический сериал о звере-оборотне «По ту сторону волков» - в главной роли милиционера Владислав Галкин - он вообще Елене Владимировне как актёр очень нравится. И вот хочет сделать этот персонаж - подбирает материал, одежду ему.

Как сделать куклу живой? Надо любить это дело, этих персонажей, - полагает амурчанка. - Того же Мелехова пока делала, всё с ним разговаривала: «Григорий Пантелеевич, дорогой, вот Аксинью тебе смастерила. Вот детёныш ваш с нею готов уже». Ну и остальным: «Девочки, цветочки, лапочки мои!» Наверное, я всё ещё ребёнок внутри.

В куклах вся маленькая квартирка! Эх, на конкурсы бы это всё, на выставки! Да куда уж с полными чемоданами? А само сюда не приедет ничего. Но мастерицу не оставляет надежда на возрождение театра, а там уж снова погастролируем. Уже и с главой района на этот счёт переговорила, и вроде какие-то предварительные договорённости даже удалось достичь.

Знаете, я давно на пенсии, но мне ещё так много хочется сделать! И для села, и для деток, и для Ольги моей, - делится Елена Владимировна. - Это же прекрасно, когда человек не просто живёт на земле! И когда дети так облепливают и спрашивают, скоро ли я всё-таки выйду на работу - понимаешь, что жизнь прожита не зря. Вот это - её результат.

Ещё больше интересного на портале 2x2.su