Войти в почту

В главной роли: как «Геликон-опера» помогает детям

Социальный проект по арт-терапии «Потому что ты нужен…» для реабилитации и адаптации детей создал заместитель генерального директора — художественного руководителя по художественно-организационной работе Московского музыкального театра «Геликон-опера» Эдуард Мусаханянц четыре года назад. Результат превзошел ожидания. Ребята, которые участвовали в театротерапии, перевоплотились не только на сцене — в жизни они тоже стали другими людьми, открытыми, общительными, улыбчивыми, целеустремленными, а некоторые даже решили сделать театр своей профессией.

В главной роли: как «Геликон-опера» помогает детям
© Mos.ru

Недавно за свой проект Эдуард Мусаханянц получил премию города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Просветительская деятельность». О том, на что пойдут эти деньги, чем занимаются ребята в «Геликон-опере», как туфельки Золушки помогли девочке справиться с болезнью, а на «Грибоедовском балу» мальчик обрел родителей, — в интервью mos.ru.

Нужные дети

— Эдуард Георгиевич, почему вы, оперный продюсер, вдруг решили заняться социальной работой с детьми и создать такой проект?

— Я считаю театротерапию проектом всего нашего театра, и один из главных его вдохновителей — это, конечно, основатель «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман. Четыре года назад мы приехали с концертом в центр наркозависимых подростков по приглашению доктора Евы Печатниковой и там поняли, насколько серьезная эта проблема. Каждый из тех ребят задавал себе вопрос: «Кому я нужен?» Тогда возникла идея погрузить их в атмосферу театра, сказки, удовольствия, поменять пагубную зависимость на увлекательное хобби. Многие врачи нас тогда не поддержали, покрутили пальцем у виска и сказали: «Наркозависимым детям это не нужно. Попробуйте, если хотите…»

Так появился проект «Потому что ты нужен…». Постепенно мы расширили круг наших учеников, стали брать в программу детей из неблагополучных семей, детдомов, интернатов. И никто из ребят, прошедших курс театротерапии, не возвращается к прежней жизни, все обретают веру в себя, начинают понимать, куда двигаться дальше. Одна из наших подопечных, к примеру, недавно поступила во ВГИК.

Самое сильное впечатление на нас произвела история восьмилетнего мальчика, у которого было нарушение речи. После экскурсии в «Геликон-оперу» он вдруг задержался, обнял каждого из нас и спросил: «Я могу прийти снова?» Мы пригласили его на спектакль «В гостях у оперной сказки» вместе с родителями. После этого мальчик стал посещать театротерапию. На данный момент он два года в проекте, и его не узнать: трудности с речью еще остались, но в целом она практически нормализовалась.

Со сцены — в семью

— Как проходят занятия театротерапией?

— Три раза в неделю ребята приходят в «Геликон-оперу», где наши актеры преподают уроки сценического мастерства, техники речи, пластики, вокала. По сути, дети изучают то же, что и студенты театральных мастерских. Конечно, для наших сотрудников театротерапия стала бесплатной общественной нагрузкой, но никто не отказывается. Например, замечательный аккомпаниатор Сергей Чечетко, который всегда нарасхват в спектаклях. Когда мы предложили заниматься с ребятами, опасались, что он не найдет время в своем графике. Но он нашел!

Я и сам провожу занятия по актерскому мастерству. А наши главные педагоги — Катя Берез и Михаил Мышлялов, ученики Дмитрия Бертмана, выпускники ГИТИСа. Они как сестра и брат для наших ребят, тем более что старше их всего на несколько лет, и дети могут обратиться к ним по любому вопросу 24 часа в сутки.

На занятиях обязательно присутствует психолог Вероника Готлиб, которая всегда выходит на сцену с нашими подопечными. Поскольку ребята с непростыми судьбами, их поведение бывает непредсказуемым. Иногда они дружелюбны и уверены в себе на репетициях, а перед самым спектаклем вдруг проявляют агрессию. Поэтому рядом всегда должен быть человек, который сможет купировать этот приступ.

Спектакли, ради которых дети репетируют, трудятся, мы даем обычно два раза за сезон: перед Новым годом и весной. В последнее время они играли в постановке «Тайна вырванных страниц», сюжет для нее мы специально написали с учетом особенностей ребят, и в «Грибоедовском бале» по «Горю от ума». Важно, чтобы на сцене каждый ребенок сказал хотя бы одно слово, почувствовал себя нужным. Самый приятный момент для наших подопечных — выход на поклон после спектакля. Сколько оттенков эмоций на юных лицах! После выступления обязательный ритуал — чаепитие и обмен впечатлениями по традиции «Геликон-оперы».

Как-то в «Грибоедовском бале» участвовал мальчик из детдома. На репетиции он был раскован, а когда вышел на сцену, вдруг занервничал, напрягся. Оказалось, в зале сидели потенциальные приемные родители парнишки, которые пришли на спектакль, чтобы познакомиться с ним. Но все закончилось замечательно: увидев ребенка в театре, они приняли решение — подарить ему семью.

Делиться с другими

— В октябре начинается новый сезон театротерапии. Каким он будет? Уже есть сценарий?

— Каждый сезон мы стараемся разнообразить программу. Планируем поставить новые спектакли. Сценарии напишем, когда познакомимся с новыми учениками и узнаем их особенности. Кульминацией проекта станут гастроли. Ребята будут выступать не только на сцене «Геликон-оперы», но и в других городах, например в Нижнем Новгороде.

Кроме того, театротерапия не ограничивается мастер-классами, репетициями и постановками. Наша главная задача — создать положительные эмоции.

В рамках проекта мы периодически выезжаем с концертами в детские больницы. Однажды труппа давала новогоднее представление в онкоцентре на Каширке. Когда мы вошли в палату, дети проходили сеанс химиотерапии и смотрели черно-белый фильм «Золушка» 1940-х годов. Я спросил, о чем они мечтают. Одна девочка ответила: «Я хочу подержать в руках туфельки Золушки. Не верится, что они такие маленькие». Так сложилось, что сразу после зимних праздников театр начал готовиться к премьере спектакля «Золушка». Пришла идея привезти в Москву сохранившиеся на «Ленфильме» те самые туфельки из кино, которые раньше никогда не вывозили в столицу. Как только их доставили в театр, мы позвонили той девочке. Она приехала к нам за день до премьеры, мы открыли киот и дали ей подержать эти туфли. Вскоре она пошла на поправку, и ей удалось побороть болезнь. Я считаю, во многом на это повлияли положительные эмоции.

С тех пор мы ищем детей, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, чьи желания в состоянии исполнить.

— Как стать участником проекта «Потому что ты нужен…»?

— Главное — желание. Обычно нам звонит воспитатель из медицинской организации или детского дома и рассказывает, что кто-то из его подопечных заинтересовался проектом. Дети ведь сидят в соцсетях, у наших юных артистов есть поклонники, многие хотят играть вместе с ними на одной сцене. А дальше мы приглашаем ребенка приехать к нам на занятия. Конечно, мы не можем собрать в «Геликоне» 200 человек за раз. Максимальное количество учеников в группе — 50. Но если вдруг набирается больше ребят, мы не отказываем.

Когда дети к нам попадают, они больше всего боятся, что мы от них откажемся. Бывает, ребенок, который посещает наши занятия, заболевает, звонит воспитательница и говорит: «У него температура 38, а он рвется в театр, боится стать вам ненужным…» Приходится разъяснять такому ребенку, что мы без него никак не обойдемся, а когда он поправится, обязательно дадим ему индивидуальное задание.

— Какую роль для вас лично и всего проекта играет премия Москвы?

— Получить признание на уровне Правительства Москвы — честь для меня. Но эта премия не только моя. Я считаю, что ее заслужили в равной степени все участники проекта, люди, которые ежегодно превращают жизнь детей в сказку, и планирую разделить деньги поровну между всеми. Также я собираюсь пожертвовать определенную сумму нуждающимся Белгорода, куда мы недавно приезжали на гастроли с оперой Чайковского «Евгений Онегин».

Вообще, «Геликон» — это вершина горы из древнегреческого мифа, где собирались музы, чтобы поделиться с Аполлоном разными видами искусства. Поэтому у нас столько идей, и мы постоянно делимся с другими. Знаете, в нашем театре такая атмосфера, что каждый чувствует: «Я нужен». А когда ты нужен, радуешься и хочешь, чтобы все остальные тоже были нужны.