САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 26 сентября. /ТАСС/. Свидетели военных преступлений немецко-фашистских захватчиков и их пособников дали показания на третьем заседании суда об установлении факта геноцида на оккупированной территории Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны.
Перед присутствующими выступили пять бывших узников немецких концентрационных лагерей, располагавшихся в регионе. Лично присутствовали Антонина Прокофьева, Вера Шефтер и Иван Мельников, по видеосвязи на вопросы представителей прокуратуры и суда ответили Валентин Исаев и Нина Кожарская. Свидетели рассказали о жизни в оккупации, условиях содержания и применявшихся наказаниях в лагерях на территории Ленобласти, Прибалтики, Польши, Германии.
"Когда нас выгнали из дома, увезли в деревню Шапки - там был концлагерь. <…> Потом уже через какое-то время увезли в Тосно в концлагерь, мы были там. С Тосно увезли в Гатчину - в Гатчине сначала мы были долго в концлагере, а потом уже распределили по деревням, мы были в Нижних Войсковицах. А потом уже с Вырицы погрузили в вагоны и увезли нас в Литву. В Литве <…> нас никто долго не брал с лагеря распределительного, а потом помещик нас взял один на хутор, мы у него жили. Деревянный дом был небольшой - сарай, пол там был земляной, заболели все. <…> Мама с бабушкой работать в поле уходили, брат гусей пас, сестра посуду у помещика мыла, а мы - мне был пятый год, и сестра еще постарше - нянчили их детей и своя у нас еще была маленькая сестра. <…> [Питания в лагерях], можно сказать, никакого [не было]: баланда из брюквы из гнилой, гнилые овощи. Ничего не было. Только трава там, что мы искали, дети, бегали - и все", - рассказала Прокофьева, родившаяся в июне 1937 года в деревне Турышкино Мгинского района (ныне территория Кировского района).
По ее воспоминаниям, немцы устраивали в деревне показательные казни. "Очень много стояли виселицы. Вешали людей, и очень долго они висели, подолгу. В назидание, наверное, что если будут какие провинности - то же будет и с вами", - рассказала свидетельница.
Во второй части заседания суд заслушал письменные доказательства злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их пособников в психиатрической больнице имени Кащенко, где смертельными инъекциями были убиты 850 душевнобольных, на территории Макарьевкой пустыни, где нацисты заморили голодом и расстреляли 248 инвалидов, а также в детском лагере поселка Вырица, у воспитанников которого, согласно показаниям свидетелей, забирали кровь. От нечеловеческих условий содержания погибли не менее 200 детей, находившихся в лагере.
Следующее заседание по делу назначено на 30 сентября. Оно пройдет в закрытом режиме, так как в процессе планируется рассмотреть секретные документы о злодеяниях нацистов в психиатрической больнице имени Кащенко, уничтожения путем расстрелов и голода 248 инвалидов на территории Макарьевской пустыни, а также и поселка Вырица.
О трагедии в Ленобласти
По данным прокуратуры Ленинградской области, в годы войны на территории региона оккупантами было расстреляно, убито бомбами и снарядами, повешено, замучено и угнано в Германию на каторжные работы более 400 тыс. советских граждан, в том числе военнопленных и партизан.