«Мама, почему я другой?»

В здании исторического парка «Россия — моя история» в столице Дагестана открылась выставка «Портреты Лю» Арсена Гасанова. Мальчик рисует с трех лет, его первая выставка прошла в девять, а работы уже продаются и ценятся признанными художниками. У Арсена расстройство аутистического спектра, и его взгляд на мир — не такой, как у большинства. Об удивительных рисунках нам рассказали Арсен и его мама Элла Гасанова.

«Мама, почему я другой?»
© «Это Кавказ»

Рисовать проще, чем говорить

— Люнечка — крольчиха. Она в моей жизни занимает первое место. Она любимица, — говорит Арсен.

— Люша не милашка, она личность, — добавляет Элла. — Голубоглазая, но выглядит всегда сурово. Сложный характер: всех лупила, когда жила в контактном зоопарке. Ее даже отсадили, и она жила с оленихой.

На новой выставке юного автора несколько десятков работ, и Люша в самых разных вариациях — главная героиня большинства из них. Рисовать Арсен нигде не учился, а вот у его мамы Эллы есть художественное образование. Поэтому она сразу поняла, что растет художник.

— Мы шли в детский сад, Арсену было 3,5 года, и он увидел мусоровоз, новый и красивый, как с картинки. Он пришел в садик и нарисовал его так хорошо!

Арсен ходил в нормотипичный детский сад — тогда семья не знала о том, что мальчик аутист. Врачи на их подозрения советовали «попить глицин». Первые полгода в детском саду Арсен ни с кем не разговаривал — только рисовал. Потом попытался заговорить с окружающими, но общение не сложилось. И он вновь углубился в свой мир.

— Когда он чего-то ждет, он сидит и рисует, рисует буквально круглые сутки, если спать не уложить. Нас спасает рисование от всего: от жары, неудобства, очередей, — рассказывает Элла.

Дагестанские художники, видевшие работы Арсена, признают его высокий уровень. Парень хочет попробовать поступить в худучилище, а пока он — самоучка.

— Я никогда не учила его рисовать, только когда он был очень маленьким, чтобы он ел, я ему рисовала: не хотела, чтобы он смотрел телевизор, — рассказывает мама. — Потом приходил с работы папа, Арсен садился рядом и говорил ему: «Рисуй». И он рисовал машины с болтиками, гвоздиками и всеми деталями. Арсен не любил готовые раскраски, раскрашивал только то, что рисовали ему мы с мужем. Муж мне часто говорит: «Ты его не учишь». Я отвечаю: «Его не надо учить. Достаточно, что я ему объяснила какие-то композиционные моменты. Даже это, может быть, лишнее».

«Быть, как все, нет необходимости»

Во время нашей беседы Арсен сидит за соседним столиком и разговаривает сам с собой, активно жестикулируя. Потом записывает что-то в маленький блокнотик и возвращается к беседе с собой. Элла поясняет: он обдумывает и записывает идеи.

— Он на своей волне, — объясняет Элла. — Еще у него особенная и высокая свето- и шумочувствительность. Знаешь, как в кино показывают лазерные лучи? Так он видит свет. Поэтому он видит больше цветов и фактур. Будто смотрит под увеличительным стеклом.

Арсен осознает, что он другой. И воспринимает это болезненно. Он хотел бы быть как все.

— Очень часто особенные дети живут в своем собственном мире, не анализируют, для них все нормально, их любят. Арсен смотрит на это по-другому, не хочет быть особенным. Говорит: «Почему я такой?» Я отвечаю: «Если бы ты не был особенным, возможно, не был такой талантливый». Он хочет рисовать в реализме. Но видит все по-своему. Огорчается. Я отвечаю: «У тебя есть свое видение, прекрасный результат. Быть таким, как все, нет никакой необходимости».

Слишком много идей

Работы Арсена разные по стилю и сложности. Несколько из них уже приобрели для частных собраний. Но самого художника ни продажи, ни персональные выставки не интересуют — его обуревают идеи, которые требуют воплощения.

Мы с Арсеном уже знакомы, но он вспоминает меня только через час: «Подождите, а вы же писатель? Я вспомнил вас. Простите, что не узнал. Да что ж такое…» И он очень расстраивается, будто это какая-то невероятно важная вещь.

Страница блокнота, где сейчас рисует парень, поделена на две части. Арсен поясняет, что с одной стороны сюжет будет представлен, как волшебная тема, а с другой — как космическая.

— Вчера ночью придумал, представляете, — оживляется юноша. — Представляешь, мам, вчера я не мог долго заснуть, встал, чтобы записать цифры.

— Наверное, утром?

— Не утром, а пока ты там ворочалась. Пока были звуки кровати, чтобы ты не заподозрила, я быстренько записал, чтобы не забыть цифры. Ты и не заметила. Эти цифры означают, сколько я планирую моделей, вариантов и так далее. Мама не любит, когда я ночью рисую и даже записываю идеи.

— Дело в том, что у него их так много. Страшно много.

На уточняющий вопрос, может ли он записывать идеи всю ночь, Арсен поясняет:

— Не всю ночь, но почти. Проблема в том, что я побаиваюсь смотреть на то, что вызывает у меня вдохновение, слишком много идей. Рисовать мне еще никогда не надоедало.

Арсен много читает и может долго делиться энциклопедическими знаниями обо всем, что изображено у него на картинах. Все композиции состоят из огромного количества деталей, и Арсен поясняет, что у каждой есть цель, история и предыстория.

О нескольких работах, которые можно будет увидеть на выставке, Арсен рассказывает так.

Люша и Арсен над городом

— Это по мотивам картины одного еврейского художника, Марка Шагала, «Над городом». Это моя крольчиха, а это то ли я, то ли ее муж. Да, это я с крольчихой лечу над Витебском. У художника в оригинале этот город. А вы знаете, Витебск в какой стране находится? Бывшая советская империя, в Белоруссии. Оттуда еще физик Жорес Алферов с необычными именем и фамилией, кажется выдуманным.

Автобус из «Поттера»

Целая серия работ посвящена Гарри Поттеру — это любимая книга Арсена.

— Этот образ водителя я сам придумал. В профессорской шляпке, как в университете, в капюшоне, на голове бутерброд, который он любит есть. И в очках, на Эйнштейна похож. А вот здесь, видите? Это такой эффект воды. Влажно ведь. Тут отражение от луж. Это светоотражающий жилет. А вот и полицейский. На его шлеме испуганный котик.

Тюрский дракон Айдахар

— Это рисунок Айдахара — это дракон на разных тюркских языках. На нем колпак, как у киргизов, казахов. Образ дракона я сам придумал, в мифологии он был зеленым. Это озеро, где Айдахар обитает, а под водой его юрта. А это традиционный тюркский музыкальный инструмент. Каменный, представляете?

Здесь луна в национальном казахском орнаменте, этот знак на их гербе — знак бесконечности. А это скалы, рыжего цвета, в странах Азии таких немало. События происходят 1975 году. Вот «Союз — Аполлон». А это очередной звездолет упал зимой где-то в безлюдных степях Казахстана зимой.

Вы смотрели и не поняли, если честно, да?

P. S. Выставку Арсена Гасанова можно увидеть до 9 октября.