Разница подходов: основные направления психологии

Сегодня, если вы планируете изучать психологию или начать работать с терапевтом, на выбор вам может быть предложено множество школ и подходов. Рассказываем, в чем разница между психоанализом и гештальтом, аналитической психологией и трансанализом, чтобы вам было проще ориентироваться во всем этом многообразии.

Психоанализ в общественном сознании плотно связан с фазами психосексуального развития человека, а также с таким понятием как «либидо», введение которого в психологию принадлежит Фрейду. Но не менее важную роль для последующего развития других школ психологии сыграла описанная Фрейдом концепция взаимоотношений сознательного с бессознательным — например, подавление инстинктивного поведения в угоду социальным нормам. По мнению автора, именно из конфликта этих двух составляющих психики рождаются расстройства и включаются защитные механизмы.

Архетип произрастает из коллективного бессознательного, которое, в свою очередь, по мнению Юнга, представляет собой «осадок» биологического и культурно-исторического опыта, полученного в ходе эволюции человечества. То, как архетип влияет на поведение человека, определяет либидо. В отличие от концепции Фрейда, у Юнга либидо — это в целом созидательная психическая энергия, не обязательно сексуального характера. Либидо путем спонтанного формирования общих установок направляет развитие индивида по пути «индивидуации», то есть формированию индивидуальности в гармонии с собственными архетипами и коллективным бессознательным. В процессе работы в этом направлении человек знакомится со своим бессознательным через призму символов и метафор.

Гештальт-психология противопоставляется принципам структурной психологии, по которой сознание расчленяется на элементы, а элементы формируют феномены. Представители гештальт-психологии подчеркивали, что восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. В сознании человека все части собираются в целое, таким образом организуется гештальт — целостная форма, которая изучается полностью, как на уровне элементов, так и на уровне связей между ними.

Основоположником бихевиоризма считается американский физиолог Джон Уотсон. Он описывал поведение человека и животного как набор рефлексов, часть из них получена из генетической памяти, накопленной в ходе эволюции, часть приобретена в течение жизни. Поведение человека или животного для бихевиористов принципиально не отличалось, и изучались в основном внешние поведенческие реакции людей или представителей животного мира. Психоэмоциональные и комплексные поведенческие реакции не смогли поместиться в концепцию бихевиоризма, поэтому ближе к середине двадцатого века концепции пришлось измениться — ученые начали уделять внимание не только рефлексам, формирующим наблюдаемое поведение, но и среде, в которой поведение проявляется.

Сам Эрик Берн называл транзактный анализ «психоанализом для домохозяек», но этот практико-ориентированный подход позволяет преодолевать трудности в межличностном общении, которые вырастают из дезадаптивных установок. Например, человек может совместно со специалистом проанализировать свое поведение и заметить, что слишком часто в стрессовых ситуациях находится в эго-состоянии Ребенка (да, это тот самый «внутренний ребенок»).

Также благодаря Берну в практику коучей вошла знаменитая игра «Да, но…», которая помогает тренировать коммуникативные навыки как в рабочем, так и в неформальном общении.

Знаковые системы позволяют построить высшие психические функции на основе низших — внимания и памяти, которыми человек на ранних этапах развития (в детстве) не может управлять самостоятельно. Важную роль в психическом развитии ребенка играет родитель, который обучает его знаковым системам и связанным с ними смыслам, он учит ребенка оперировать ими и конструировать восприятие.

Одним из важных направлений когнитивной психологии является изучение процессов обработки информации, в частности — процессов чтения. Результаты исследований используются для разработки моделей обучения детей, а также для коррекции дислексии.

В гуманистической психологии человек изучается как целостный субъект, то есть анализируются все его аспекты отношений с внешним миром и собой, применяется анализ отдельных эпизодов жизни. В качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Одной из ключевых фигур гуманистической психологии является Абрахам Маслоу, предложивший термин «самоактуализирующаяся личность».

Ролло Мэй, один из основных деятелей этого направления, описывал человека и мир вокруг него как динамическую систему, которая постоянно меняется. В связи с чем в работе с клиентом важным является персонализированный подход, изучение жизни человека как уникальной истории, свободной от статистических обобщений.

Трансперсональная психология тоже появилась в 60-е годы и тоже представлялась как альтернатива психоанализу и бихевиоризму. Из-за сильного включения магического мышления (в том числе веры в силу мысли, визуализации, манифестации и аффирмации) трансперсональная психология стала очень популярна в США, хотя в то же время активно критиковалась научным сообществом. Тем не менее, это направление до сих пор остается востребованным.