Атмосфера, как 100 лет назад: «Багровый остров» по Булгакову — новый спектакль в Театре имени Пушкина

В Театре имени Пушкина — премьера «Багровый остров» по некогда запрещенной пьесе Булгакова.

Атмосфера, как 100 лет назад: «Багровый остров» по Булгакову — новый спектакль в Театре имени Пушкина
© BFM.RU

По сюжету пьесы молодой драматург Дымогацкий присылает в театр революционную драму «Багровый остров». Ее судьбу должен решить цензор. Но тот спешит в отпуск. Так что главный режиссер театра Геннадий Панфилович вынужден срочно распределить роли и провести генеральную репетицию. Артистам приходится на ходу читать текст и придумывать «идеологически правильную» постановку, чтобы услышать от цензора заветное «разрешаю».

Выходит одновременно смешно и грустно. Идут четко по булгаковскому тексту. Ощущение, что он написан совсем недавно. Хотя фельетон, а вслед за ним пьесу Булгаков создавал почти сто лет назад специально для Московского Камерного театра Таирова, наследником которого считает себя Театр имени Пушкина. Правда, тогда «Багровый остров» быстро запретили. Художественный руководитель Театра имени Пушкина Евгений Писарев решил новым спектаклем отдать долг предшественникам. В таком ракурсе его труппа на театральную тему еще никогда не рассуждала.

Евгений Писарев художественный руководитель Театра имени Пушкина «Булгаков [в пьесе] сатирически, язвительно говорит не только о цензорах и людях, разрешающих или запрещающих что-либо, но и об актерах, о режиссерах, об авторах. С одной стороны, я понимаю, что это не «Бег», не «Дни Турбиных», не «Зойкина квартира». Это такая специфическая все-таки пьеса, она сделана по анекдоту, можно сказать. Но этот анекдот остается актуальным, и этот анекдот сегодня, я бы даже сказал, уже не такой смешной, как тогда. Довольно-таки трагикомичный. Мы же как, привыкли, что театр возвышается, и артисты возвышаются каким-то образом, а здесь написаны, я бы даже сказал, приспособленческие, беспринципные люди, которые в угоду сегодняшней повестке готовы ставить все что угодно, говорить все что угодно. Возникает, конечно, такой невеселый вопрос в этом веселом спектакле: до каких пределов стоит унижаться, терять достоинство, чтобы сохранить театр и репертуар. Именно эта, наверное, мысль заставила меня обратиться к пьесе».

Постановка Писарева и его соавтора, режиссера Федора Левина, получилась кричаще яркой. Эмоции героев постоянно на пределе. На предпремьерном показе меня преследовала мысль, что новый спектакль невольно заменил «Костика» Дмитрия Крымова по мотивам чеховской «Чайки». «Костика» временно убрали из репертуара Театра имени Пушкина в сентябре. Тогда крымовские постановки исчезли практически изо всех столичных театров. В «Костике» и в «Багровом острове» главная тема — взаимоотношения художника и власти. Кстати, одного из главных героев, драматурга, играет один и тот же актер Александр Дмитриев:

Александр Дмитриев актер «Мы недавно на репетициях вспоминали слова [Сергея] Курехина о том, что русская культура характеризуется как раз безумием. Если она безумная, значит, она русская. Как нельзя кстати это можно применить именно к моему герою и ко всему спектаклю. Вокруг стало больше безумия, оно перенеслось, похоже, на сцену, и приходилось искать легкое, ироничное, тем не менее, самое настоящее русское безумие. Хочется верить, что мы далеки от театра Геннадия Памфиловича, у нас все-таки своя уникальная, очень дружеская атмосфера. Тем не менее, в каждом из нас живет и актер, и человек, желающий больше слов на сцене, и человек, желающий место в бельэтаже. Это все есть в каждом из нас. Просто сейчас такое время, которое, кстати, во многом, может быть, и сочетается с теми годами, когда писал Булгаков вместе с Таировым. Сто лет, но атмосфера похоже по своему накалу и трагичности».

Премьера злободневного «Багрового острова» 12 и 13 октября. При этом билеты по цене от 500 рублей до 7 тысяч рублей на сайте театра еще есть.