Войти в почту

Только лучшее: как не навредить малышу в погоне за общими стандартами

Возраст, в котором детей принято отдавать в школу, давно определен: обычно первоклассникам около семи лет. Однако для всех ли оптимален усредненный подход? Об особенностях, на которые стоит обращать внимание, и о том, как сделать начало обучения комфортным для ребенка, рассказывает педагог-психолог Екатерина Сорокина.

Только лучшее: как не навредить малышу в погоне за общими стандартами
© Eva.ru

Екатерина Сорокина — педагог-психолог начальной билингвальной школы BKC NewtonSchool.

Психологическая готовность к школе

Материал будет усваиваться лучше, стресс не станет усиливаться от семестра к семестру, а главное — родителям не придется заставлять сына или дочь учиться, если к моменту поступления в школу у ребенка:

присутствует мотивация; сформировано умение следовать неким правилам; память, внимание, мышление и общее развитие соответствуют нормам первого класса; развита речь.

Именно на эти параметры следует обращать особое внимание, чтобы понять, пора начинать школьное обучение или лучше посвятить еще некоторое время подготовке.

Анализ стимулов

Чтобы определить, хочет ли малыш пойти в первый класс, недостаточно задать один прямой вопрос и получить утвердительный ответ. Ведь стимулом может служить красивый портфель или новенькая форма.

Ничего плохого в этом нет, но, пока ребенок не осознает, что цель поступления в школу — получение знаний, мотивация не является истинной.

Реальное положение дел отразят ответы на такие вопросы:

В подарок на день рождения ты выберешь игрушку или новую книжку? Ты бы хотел, чтобы перемены были длинней уроков? Ты предпочел бы стать учеником или учителем?

Чтобы сформировать истинную мотивацию:

Говорите о школе в положительном ключе, как о возможности научиться чему-то новому. Ходите в музеи, читайте книжки, смотрите мультики о школе. Обсуждайте увиденное, попытайтесь объяснить ребенку, что такое наука и как ее изучают. Вспомните, что вам нравилось в школе, поделитесь этим со своим ребенком. Имейте в виду, что у детей другое восприятие времени и будущей перспективы. Надо искать, чем обучение порадует их сейчас, а не через много лет.

Умение следовать правилам

Школа — достаточно жесткая среда: звонки на уроки и перемены, обязательные задания, необходимость поднимать руку, а не выкрикивать правильный ответ, даже если очень хочется. Детям приходится прилагать огромные усилия, чтобы соответствовать требованиям, которые для взрослых кажутся естественными.

Притом, и в настольных, и в подвижных играх есть определенный порядок, по которому надо действовать. Для ребенка это достаточно сложно, но очень интересно. Развить способность к саморегуляции отлично помогут «Море волнуется раз», «Пол — лава», «Горячо-холодно», «Ежик потеряшка», начинать играть в которые можно с самого раннего возраста.

Общее развитие

В определенный момент взросления речь становится неотъемлемой частью развития мышления и осознания себя. Поэтому если малыш не говорит, то не стоит ждать трех, четырех, пяти лет. Надо обращаться к специалисту и решать этот вопрос.

Также в каждом возрасте есть свои нормативы. Ребенок, поступающий в первый класс, должен знать:

свое имя, фамилию, отчество; адрес проживания; имена и профессии членов семьи; времена года и природные явления — снег, дождь, паводки и т.д.; ориентиры пространства и времени — сутки, дни недели, право-лево, часы.

Не менее важны:

возможность сконцентрироваться на выполнении задачи; не затрудненное переключение с одной деятельности на другую; способность запоминать новые факты, стихи, правила; умение решать простейшие задачи «в уме», без использования наглядного материала, использовать приемы классификации, аналогии, обобщения.

Для тренировки памяти, внимания и некоторых базовых операций мышления с маленькими можно играть в сортеры и пирамидки, а по мере развития добавлять игры с картинками. Важно все проговаривать, показывать, сравнивать: например, объяснять ребенку, почему нужно положить «красный треугольник» к «красному кругу».

Регуляция эмоций и самооценка

Один из самых значимых факторов готовности к школе — это способность контролировать эмоции. Поэтому резкие перепады настроения, связанные с невозможностью коммуницировать и обрабатывать информацию — повод обратиться за помощью к психологу. Здоровая самооценка — не менее важный пункт, существенно влияющий на качество образовательного процесса. Умение идти на контакт, знакомится, выстраивать отношения в социуме — все это сказывается на успешности в школе. До первого класса самооценка обычно слегка завышена, и это нормально. Она регулируется, когда ребенок начинает сравнивать себя с другими, оценивать свои способности не в домашних условиях. Здесь уже возникает опасность чрезмерного снижения самооценки. Задача родителей — поддерживать сына или дочь, акцентировать внимание на сильных сторонах, но не превозносить, искажая истину. Научить ребенка спокойно принимать свои несовершенства и знать преимущества — вот что важно и для школы, и для будущей взрослой жизни. Универсального ответа на вопрос, когда следует отдавать ребенка в школу, нет и быть не может, так как все дети разные. Кто-то в 6 лет готов успешно постигать программу, кто-то в 7 или 8. Если возникают сомнения, не бойтесь обращаться к специалисту: ведь задача родителя — не в том, чтобы диагностировать психологическую готовность к школе, а в том, чтобы быть с ребенком, помогая справляться с новыми жизненными этапами, таящими в себе самые разные приключения, трудности, поражения и победы! Фото: свободные интернет-источники