«Я благодарен родителям за то, что они взвалили на себя этот крест»: как петербуржец с ДЦП ведет блог и ютуб-канал с помощью носа

«На днях я понял, что ни одно зрелище этого мира не заменит мне ее глаз, которые я наконец увидел. Ни закат над Памиром, ни восход над плоской, как стол, африканской саванной не сравнятся с глазами человека, ставшего близким и родным. Почему? Да потому, что в ее лучащихся добром глазах я увидел целую Вселенную, частичка которой осталась в моем сердце и будет греть мне душу, давая мне силы жить и творить, до следующей нашей встречи. А еще я понял, что ради этого маленького и чудного существа я сделаю все. Какая мне с этого выгода? Да никакой! Хотя есть одна: я хочу видеть ее счастливую улыбку и слышать радостный смех».

«Я благодарен родителям за то, что они взвалили на себя этот крест»: как петербуржец с ДЦП ведет блог и ютуб-канал с помощью носа
© Мир24

Эти слова написал на страничке ВКонтакте Илья Долматов из Санкт-Петербурга. 32-летний мужчина всю свою жизнь прикован к инвалидной коляске. Диагноз – детский церебральный паралич. Его болезнь – следствие родовой травмы и неумелых действий акушерки. Он не только не может ходить без умелой и сильной поддержки, но и не контролирует движения рук и ног. Его речь понятна только трем людям: родителям и его родной тете-логопеду, которая научила Илью лучше произносить некоторые звуки. Но лишенный так многого в жизни, этот молодой человек ведет свой проект – православный блог и ютуб-канал, которые вместе имеют солидную читательскую и зрительскую аудиторию. Он обладает живым и пытливым умом и горячим желанием общаться с миром. А то, что руки не слушаются, тоже преодолимо. Илья пишет статьи и общается, нажимая клавиши компьютера... носом. Вот так, носом, он и рассказал (точнее, написал) корреспонденту MIR24.TV о себе и своих мечтах и планах.

«Я понял, что не смогу писать столько рефератов»

«До 7-го класса я учился дома по обычным учебникам. После завтрака мы с мамой садились и решали примеры и задачи по химии, физике, геометрии и алгебре, расставляли буквы и знаки препинания в упражнениях по русскому, изучали географию. А потом меня зачислили в школу №616 СПб «Динамика», – рассказывает Илья. Это центр реабилитации с индивидуальными формами обучения для детей со спинальными травмами.

Мама Ильи поначалу возила задания из школы домой и обратно, а через год они стали связываться с учителями по видеосвязи.

«И я стал лучшим учеником. Уровень моих одноклассников был довольно низким, как и уровень самой программы, если не считать алгебру и геометрию, поэтому стать лучшим было не сложно. И мне пришлось учиться двенадцать классов вместо одиннадцати. Аттестат я получил, но дальше грызть гранит науки я не захотел, хотя меня, гуманитария, хотели устроить в какой-то технический вуз. Позже я хотел поступить в духовную семинарию, но осознал, что не смогу писать столько рефератов и сочинений по шести предметам. Я самоучка, и нисколько не жалею, что у меня нет «корочки» о высшем образовании: мои друзья – люди с несколькими образованиями, аспиранты и кандидаты наук, и им со мной интересно. Это о многом говорит, по-моему».

Их объединяет слово «любовь»: как живут родители инвалидов?

О том, чтобы учиться в духовной семинарии, Илья задумался далеко не сразу. Он рос с нерелигиозной мамой и папой-атеистом, бывшим армейским замполитом. И, хотя его покрестили в раннем детстве, его духовным развитием никто не занимался. До 17 лет он вообще не думал о религии. Поверить в Бога и обрести первый духовный опыт ему помогло общение с родителями других детей-инвалидов.

Все школьное детство, целых 8 лет, он вместе с мамой проводил лето на госдаче в Комарово, куда отправляли на отдых и других детей-инвалидов с их родителями. Там Илья впервые встретил верующих православных людей и его потрясло их отношение к жизни – жизнерадостность, готовность нести свой крест легко, с улыбкой.

«Там – да, было над чем подумать, – рассказывает Илья. – Разные случаи, люди разные. Но думаю, все эти случаи и всех этих людей объединяет слово «любовь». Они, будучи православными, атеистами, мусульманами, кладут свою жизнь за родного человека, который подчас ничего не понимает или гарантированно умрет лет через пять. Например, при миопатии происходит постепенная атрофия мышц, включая дыхательную мускулатуру и сердечную мышцу. А они за ними ухаживают, возят по святым местам, зарабатывая грыжу позвоночника, устраивают выставки их рисунков и так далее. Все это настоящая любовь, которая не ищет своего, ничего для себя».

О своем духовном опыте Илья не распространяется: «Ну какой у меня может быть духовный опыт, помилуйте! Я просто знаю, что Бог есть, что Он меня видит и слышит. Остальное с моей стороны будет рассказами о том, что святые отцы называли прелестью».

После того, как молодой человек первый раз в жизни побывал в церкви и причастился, он не стал активным прихожанином, поскольку его мама тяжело переносит поездки в храм. А он сам очень бережно к ней относится и не хочет утруждать ее еще и тем, что ей не близко. «Живу я с мамой и папой, но папа почти девять месяцев в году работает на Урале. Они меня во всем поддерживают. Правда, мама не любит публичности».

К своей маме Илья относится с большой нежностью, она всегда рядом. По его словам, это самый главный и самый близкий человек в его жизни. «Случаи, когда меня укладывала спать не она, я могу пересчитать по пальцам одной руки. Как и большинство сыновей, я редко говорю маме и папе, что я их люблю. Но я их очень люблю и очень благодарен за то, что когда-то они решили взвалить на себя крест под названием «больной ребенок» и дали мне возможность жить как нормальному человеку», – говорит молодой человек.

Начиная с 17 лет Илья смотрел, слушал и читал о православии все, что мог найти. Через год начал писать статьи, рассказы, вел ЖЖ. Еще через пять лет создал «Православный блог». Вот как он об этом рассказывает:

«Наслушавшись лекций и начитавшись святых отцов, я, как и любой неофит, возомнил, что я умнее всех и стал писать статьи о православии и – публиковать их на литературном портале. Через пять лет, не помню почему, увлекся веб-дизайном и создал сайт Правблога, где опубликовывал свои лучшие тексты. Позвал нескольких знакомых – они тоже опубликовали свои тексты, но их энтузиазма только на это и хватило.

Через два года на Илью вышел тогдашний студент Санкт-Петербургской духовной академии Сергей Федоров и они стали делать проект вместе. «В конечном счете именно ему я обязан обретением дорогих моему сердцу друзей. Но как мы ни старались, Правблог не стал хоть сколько-нибудь престижной площадкой для публикации богословских статей. Авторы, заявив о желании писать, не находили на это времени. Через пару лет Сергей ушел в свои проекты. Я же стал активно развивать ютуб-канал. В этом мне помогло знакомство с духовной дочерью отца Константина Корепанова, с которым мы уже лет пять как общались. Она включила меня в ватсап-чат их общины. С благословения батюшки и с помощью тамошнего актива я стал обрабатывать и публиковать аудио- и видеозаписи его лекций на своем ютуб-канале», – рассказывает Долматов.

Сейчас, с приходом в проект выпускницы ПСТГУ Марины Чудненко и кандидата исторических наук Надежды Винюковой, Правблог стал делать собственные проекты. Их несколько.

Проект «Достоевский вслух», приуроченный к 200-летию писателя, в котором добровольцы читают вслух его прижизненные издания. Проект «Измарагд». Это непринужденный разговор о русской культуре и современности с представителями православной молодежи разных специальностей. «Библия. Все не так» – проект, где Анастасия Медведева – преподаватель кафедры Библеистики ПСТГУ рассказывает о библейской иронии. «Апостол. Внимательное чтение» – лекции преподавателя ПСТГУ отца Александра Гумерова по посланиям апостолов.

«У нас много идей и задумок, но, увы, мало финансовых возможностей для того, чтобы их воплотить», – говорит Илья.

О том, чего он сам хотел бы в жизни, молодой человек рассказывает коротко, с затаенной грустью. «Друзья, увы, все живут в Москве. Это одна из моих печалей: иногда хочется просто помолчать, глядя на близкого человека. Мои лучшие подруги – Марина и Надя. Их место в моей жизни слишком велико, чтобы рассказывать о них тут. Марину я считаю своей названной сестрой. Обеих мне послал Бог, – написал Илья. – Хочу, чтобы Правблог стал значимым для Церкви проектом, хочу издать свою книгу и написать еще пару, хочу, чтобы мои двоюродные брат и сестра (им по 14 лет) стали хорошими людьми, хочу побывать на четырех свадьбах, в том числе и на своей!».

Почему на четырех? Двоюродные брат и сестра, сам Илья. А кто четвертый? «А четвертый, точнее – четвертая, сама поймет», – говорит молодой человек.