Сделать бальные танцы доступными всем. Как супруги из Новосибирска помогают людям с ОВЗ
"Мне кажется, что не любить танцевать невозможно. Когда мы слышим хорошую музыку, у нас меняется внутреннее состояние, мы чувствуем ритм, нам хочется двигаться, возникает определенная энергия, и задача педагога — направить эту энергию в нужное русло, в те фигуры, которые видит хореограф", — считает Роман Панин — профессиональный танцор бальных танцев, обладатель М-класса мастерства по танцевальному спорту, тренер, вырастивший множество титулованных спортсменов, мастеров спорта, педагог дополнительного образования высшей категории.
На уроке по адаптивному танцевальному спорту — для детей с ограниченными возможностями здоровья — трое ребятишек с синдромом Дауна. Они танцуют ча-ча-ча. Варя и Вадим танцуют в паре, Максим сегодня танцует с мамой.
Варе и Вадиму по 11 лет, и они очень красивая пара. "Вадим — настоящий джентльмен, — рассказывает педагог и жена Романа Екатерина Панина, — он всегда галантен, целует девушкам ручки, делает комплименты, называет: "Моя хорошая" и "Моя красавица" — никто не может перед ним устоять. Варя, едва замечает камеру, начинает позировать — кружится, делает реверанс и заразительно смеется. Они отлично дополняют друг друга в танце, Варя воздушная, грациозная, очень эмоциональная, Вадим сдержанный, деликатный и артистичный".
Снова и снова ребята прорабатывают сложную фигуру танца. Роман Панин танцует вместе с ребятами, строго следит за выполнением связки и за дисциплиной на занятии. При этом атмосфера в зале совершенно непринужденная, видно, что детям здесь хорошо — они смеются, танцуют, время от времени с удовольствием бегут обнимать педагогов. А потом снова исполняют ча-ча-ча под музыку.
Со стороны кажется, что им легко и играючи поддается этот сложный и длинный танец, и только родители и педагоги знают, сколько труда за этой легкостью. Музыка играет, родители начинают общаться с тренером, готовится к занятию следующая группа танцоров, тренировка подходит к концу. Но Варя и Вадим продолжают танцевать, пока не затихнет музыка.
"Мне интересно находить ключики к каждому ребенку, выстроить взаимоотношения с детьми с особенностями здоровья, чтобы с помощью бальной хореографии помочь им раскрыть свои особенности, таланты", — рассказал Роман. Сейчас в группах Романа и Екатерины постоянно занимаются более 30 ребят.
Найти подход
Роман вспоминает, что ему с детства было интересно найти подход к особым детям.
"Может, мама так воспитывала, что у меня не было предвзятого отношения к людям с особенностями развития. Мне всегда хотелось найти контакт, ведь человек не виноват, что он в такую ситуацию попал, и я искал точки соприкосновения — такой детский опыт".
Роман рассказал, что в детстве ходил в бассейн с мальчиком, которого укусил энцефалитный клещ, и это сказалось на его здоровье. Роман видел и понимал, что мальчик не такой, как все, но искал способ общаться. Повзрослев, Роман тоже не раз сталкивался с детьми с ОВЗ и понимал, что у них очень мало возможностей — не хватает коллективов, секций, кружков.
"Я думал об этом несколько лет, и четыре года назад почувствовал, что готов — есть силы и желание попробовать работать в данном направлении". Екатерина поддержала Романа, вместе они начали развивать адаптивный танцевальный спорт в Новосибирске.
"Мы получили дополнительное образование для работы с детьми с ОВЗ, — рассказывает Екатерина, — оно помогает даже не в танцевальном плане, а в психологическом — найти нужные слова. Конечно, есть нюансы в работе с такими детьми, иногда нужно большее количество раз повторить, показать, объяснить. И глядя на то, как ребятишки к нам привыкли, как они с удовольствием ходят на занятия, на их успехи, я думаю, это говорит само за себя".
Ребятишки танцуют бальные танцы — европейскую и латиноамериканскую программы. "Они танцуют в том числе и быстрые танцы — ча-ча-ча, джайв, румбу. Именно латиноамериканская программа для людей с синдромом Дауна очень хорошо развивает скорость действий и принятия решений. Эти дети очень пластичные, мягкие, им не хватает скоростных сокращений мышц. А латиноамериканская программа подразумевает точное попадание в удар, быстрые яркие действия, над этим мы с ребятишками работаем, и они показывают очень хорошее исполнение", — рассказывает Роман.
Педагоги считают, что успехи учеников, слезы радости их родителей — это то, ради чего они трудятся, это лучшая оценка их работы. Ребята учатся танцевать в парах — а это сложное взаимодействие, но трудностей никто не боится, все с удовольствием и радостью бегут на тренировку — учиться танцевать разные сложные танцы.
Летом ребята приняли участие в первых всероссийских соревнованиях в Казани, которые проходили в рамках Специальной олимпиады России — всероссийской организации, которая занимается развитием различных видов спорта для лиц с интеллектуальными нарушениями. В Специальной олимпиаде приняли участие более ста танцоров из более десяти регионов страны.
Каждый год Федерация танцевального спорта в Новосибирске при поддержке управления физкультуры и спорта городской мэрии организовывает соревнования по адаптивному танцевальному спорту.
В этом году впервые проходил чемпионат и первенство Федерации танцевального спорта города Новосибирска по адаптивному танцевальному спорту. "У нас высокого уровня соревнования, в последних участвовали 149 человек с ОВЗ и инвалидностью", — рассказал Роман.
"Соревнования — большая мотивация для ребятишек и для взрослых, — присоединяется Екатерина, — они все время спрашивают: "А мы поедем на соревнования?", "А мы будем выступать?", они готовы тренироваться даже летом, в жаркие дни. Они большие молодцы, они трудятся".
Каждый может танцевать
Роман считает: чтобы заниматься с людьми с ОВЗ, важно постоянно повышать свою квалификацию, продолжать учиться, нельзя переставать искать новые приемы, новые возможности в общении с особыми детьми.
Принципиальная позиция Романа и Екатерины — ребята должны иметь возможность заниматься танцами бесплатно.
"Чтобы больше работать, больше охватить аудиторию, приходится направлять творческую энергию и на написание грантов. Я пишу проекты, мы стараемся получать гранты разного уровня для того, чтобы получить финансирование для осуществления данной деятельности. Мы ищем способы, взаимодействуем со всеми, обращаемся за помощью к представителям бизнеса, чтобы нам помогали развивать данное направление в Новосибирске", — рассказал Роман.
Несмотря на все усилия, прилагаемые педагогами, федерацией танцевального спорта, поддержку мэрии города и бизнеса, желающих танцевать все равно больше, чем возможностей. Не хватает педагогов, тренеров, которые могли бы заниматься с детьми с ОВЗ. Сейчас педагоги занимаются адаптивными танцами с детьми на базе трех коррекционных и одной общеобразовательной школ, также занятия по адаптивной физкультуре и спорту проводят в МАУ "Стадион". Роман как президент Федерации танцевального спорта города Новосибирска помогает педагогам пройти переподготовку и научиться работать с особыми детьми.
Роман понимает, что занятия будут проходить более продуктивно, если дети будут распределены по группам в зависимости от нозологии: к ребятам с синдромом Дауна, с расстройством аутистического спектра или умственной отсталостью нужны разные подходы. Пока тренерам удается только распределить обучающихся на группы по возрасту — от 6 до 18 лет и старше 18.
Взрослые танцоры занимаются по четвергам. В этот четверг в актовом зале одной из школ Новосибирска только одна пара молодых танцоров — Настя и Сергей, остальные уехали на чемпионат по плаванию в Казани.
Урок начинается с упражнения по ориентации в пространстве: Роман просит учеников повернуться лицом в центр зала. Сергей справляется быстрее, Настя несколько раз меняет положение, смущается, растерянно смеется. Мама Насти пытается подсказывать, но Роман спокоен. Он уверен: девушке нужно лишь несколько секунд, чтобы собраться с мыслями, и она сможет сама выполнить задание. Так и есть. Через пару минут Настя и Сергей уверенно ориентируются в зале. Сегодня ребята танцуют венский вальс. Раз-два-три, Сергей уверенно ведет партнершу по кругу. Раз-два-три, Настя расправляет плечи и плавно двигается в такт. Начинает играть музыка, и эту красивую пару молодых людей уже не отличить от любых начинающих партнеров.
Вальс как в Новосибирске
Одна из учениц Романа — 32-летняя Юля. Она работает в библиотеке, подрабатывает бариста в кофейне и очень любит спорт: профессионально занимается плаванием, играет в боулинг, любит тхэквондо и уже два года занимается танцевальным спортом вдвоем со своим партнером Михаилом.
"Те пары, которые сложились, танцуют на городских, областных конкурсах, готовились к международному турниру в Австрии, где несколько пар, занимающихся у Романа, должны были представлять Россию, но в силу эпидемиологических и политических причин эта поездка отменилась", — рассказала мама Юли Наталья Королева, уже много лет активно способствующая развитию в Новосибирске направления спорта для детей с синдромом Дауна — "солнечный спорт".
Она рассказывает, что, когда она наблюдала за ребятами на первых занятиях, не верила, что их можно научить танцевать, — так далеки были их движения от плавных и грациозных. Но прошло два года, и вот ее дочь уже выступает на городских и областных соревнованиях, участвует во всероссийской Специальной олимпиаде.
"Эта вся красота, стремление научиться танцевать так же, как танцуют обычные спортсмены, это ребятами движет и влияет на дальнейшее желание заниматься. Да, им сложно, многие расстраиваются, что получается медленно, недостаточно красиво. Но в итоге все равно получается".
Наталья говорит, что Юля со своим партнером Михаилом выступали на открытии международных соревнований по плаванию в Казани для детей с синдромом Дауна. Пара танцевала перед 150 спортсменами, их тренерами и родителями.
"Наши ребятишки своими танцами просто подняли зал, им хлопали, кричали "браво", подходили с ними сфотографироваться, говорили: "Какие вы крутые". Многие подходили к Наталье и просили телефон тренера — они так впечатлились успехами ребят, что решили развивать направление адаптивных бальных танцев в своем городе.
Роману действительно звонят из разных городов России, он отвечает на вопросы и старается мотивировать тренеров. Некоторые коллеги и ученики Романа тоже начали аналогичную работу в других городах, основываясь на опыте и знаниях новосибирских танцоров.
"Да, немножко они отличаются, они не хуже и не лучше, просто другие. У них особая физиология, особое восприятие мира, информации, но они классные, они разумные, они многое могут. И они тоже хотят танцевать", — рассказала Наталья.
Роман вспоминает, что на первом родительском собрании чувствовал недоверие родителей. Многие считали, что тренер не справится, и открыто спрашивали, понимает ли он, с какими детьми ему предстоит иметь дело, понимает ли их особенности.
"Я ответил: "Я все прекрасно понимаю, и я уверен, что у них получится". И через полгода, когда мы начали с ребятишками танцевать вальс под музыку, родители плакали от счастья, убедившись, что их дети могут танцевать так красиво".
Родители танцоров стали отмечать, что занятия влияют позитивно — дети становятся более раскованными, более подвижными. Или наоборот, более внимательными, сконцентрированными, начинают контролировать эмоции.
"Танцы под музыку — это большая самодисциплина, и получается, что ребятишки учатся контролировать себя. У каждого ребенка успех индивидуален: есть ребята, которые, на первый взгляд, знают не очень большое количество фигур, не всегда успевают в музыку, но мы знаем, какой большой прогресс и большой успех это для них самих", — объясняет тренер.
Роман и Екатерина верят, что единственный способ создать здоровое гармоничное общество — не закрывать глаза на его особенности, а учитывать их и прилагать усилия, чтобы их скорректировать там, где это возможно. Все мы — одно общество, поэтому тренеры нередко привлекают к занятиям так называемых нормотипичных детей — без особенностей здоровья, которые на тренировках танцуют с ровесниками с синдромом Дауна или аутизмом и знают, как себя вести и как им помочь.
"Я считаю, что не нужно зарываться от проблем в песок, как страус, а нужно стараться сделать этот мир лучше, а этот мир мы можем сделать лучше все вместе только в том случае, если мы будем все стараться видеть, осознавать сложности (не люблю слово "проблемы"), сложности и особенности. И стараться работать над корректировкой этих особенностей, проявлять эмпатию и быть добрым", — говорит Роман.
Елена Сычева