Время, когда твое авто было педальным

Измайловский кремль — одна из визитных карточек Москвы. Туристы называют этот культурно–развлекательный комплекс «Русской сказкой», а москвичи считают местом семейного досуга. Здесь расположено свыше 20 музеев и мастерских. Ана днях открылся новый музей — игрушечного транспорта из нашего детства.

Время, когда твое авто было педальным
© Вечерняя Москва

Нарядные дворцы с ярким декором, башни и крепостные ворота, расписные ставки и красочные колонны словно сошли со страниц книги сказок. Когда-то в Измайлово жили цари. Первое упоминание о вотчине датировано 1389 годом, а к середине XVII века тут насчитывалось уже 32 двора.

Постепенно здесь развиваются мануфактуры, строятся церковь, мельницы, царские хоромы. А в конце XVII века усадьба стала местом развлечений царской семьи. В 1838 году на территории Измайлово появилась военная богадельня, но она недолго просуществовала из-за отсутствия финансирования. Про Измайлово вспомнили уже только в годы советской власти — территорию стали активно застраивать.

Но при этом удалось сохранить некоторые исторические объекты — Мостовую башню, Парадные ворота, Покровский собор. А уже в этом веке — в 2003 году здесь открылся комплекс Измайловский Кремль — в стилизованных под зодчество XVI–XVII веков зданиях появились музеи и выставочные площадки. 26 октября их стало больше, благодаря открытию музея детского педального транспорта.

9-летний Алишер Кажаров рассматривает представленную в музее технику. Автомобили всегда вызывали у мальчика большой интерес, а вот педальные машинки он видел только на картинках. Между тем, в музее ему можно прокатиться на автомобилях «Урал», «Малыш», «Нева», «Зiронька», «Радуга», «Орь», внедорожнике «Муравей», мотороллере «Крошка». Правда, игрушечных, но все равно интересно!

Алишер выбирает «Москвич». Конечно, разогнаться до скорости 5 километров в час, на какую способна эта машина, ему мешает слишком высокий рост — автомобиль рассчитан на детей от 4 до 7 лет. Но он все же гордо и торжественно проезжает мимо взрослых, которым остается только вспоминать о маленьких радостях своего детства.

— Помню, мы с братом нашли папину детскую машину, — улыбается представитель администрации Измайловского кремля Татьяна Федорова. — Она оказалась на ходу, и мы катались на ней по двору. Эта машинка до сих пор стоит у нас в гараже — как семейная реликвия. И это тоже авто марки «Москвич».

История создания детского педального «Москвича» началась в 1959 году на столичном заводе малолитражных автомобилей (МЗМА). В народе игрушку прозвали «циклопом», из-за радиаторной решетки по центру, напоминающей глаз мифического существа. Его прототипом стал автомобиль итальянской фирмы Giordani, который создали по образу американского Studebaker Champion 1950 года.

Вторую серию «Москвичей» начали выпускать в 1960 году. Новенькие машинки уже имели кузов с несущими лонжеронами, рамку лобового стекла, колеса не на втулках скольжения, а на подшипниках. Вишенкой на торте стал клаксон с грушей и номерной знак с годом выпуска и названием завода-производителя.

— История педального транспорта началась еще до революции. Тогда компания «Руссо-Балт» выпустила порядка 40 педальных машин для царской семьи, — рассказывает автореставратор Игорь Гончаров. — Советские педальные машинки появились в 30-е годы прошлого столетия и вручались школьникам, которые успешно распространяли популярные в то время лотерейные билеты.

Я видел ведомость 1931 года, где на поощрение школьников было закуплено 20 машин. А в 1932 году в Советском Союзе были выпущены ЗИСы. И они считались большой редкостью. Тяжелые, деревянные, ЗИСы распределяли по квоте — 10 штук в каждую область.

— Мероприятия с участием педального транспорта вызывали большой интерес. На Красной площади прошел парад, а текстильная фабрика «Трехгорка» и редакция «Мурзилки» организовали первый автопробег Москва — Ногинск — Москва, в котором участвовали порядка ста детей от 10 до 16 лет, — рассказывает экскурсовод Анна Людина.

Сегодня машинки тех лет почти не сохранились, и коллекционеры готовы покупать их в любом состоянии.

— Этот ЗИС 1934 года выпуска, — рассказывает основатель музея Олег Багров. — Мы нашли его у бабушки, которая выращивала в автомобиле зелень. Ржавую машину реставрировали два года, а теперь она украшение нашего музея. Все эти машинки — часть советской эпохи, они многое расскажут молодому поколению об истории довоенного, военного и послевоенного периодов СССР.

Для наших гостей мы сняли 10-минутный фильм об истории педального транспорта. У меня четверо детей, и я понимаю, что ими нужно заниматься. Сделать так, чтобы они оставили телефоны и начали общаться, играли в дворовые игры. Надо, чтобы их детство было ярким, как у нас.