Войти в почту

Между живописью и театром: в Самаре открылась выставка произведений Александра Тышлера

Персональные выставки Александра Тышлера проходят не так уж часто. Последняя масштабная экспозиция его произведений была открыта пять лет назад в ГМИИ им. А. С. Пушкина и называлась "Игра в лицедейство". Выставка в Самаре (0+) приурочена к 125-летию художника, которое будет отмечаться в будущем году. Экспозиция организована не по хронологическому принципу, а по темам, которые волновали художника на протяжении его долгой творческой жизни. - Судьба Александра Тышлера была неразрывно связана и с живописью, и с театром, - сказала на открытии выставки ведущий научный сотрудник Пушкинского музея Анна Чудецкая. – В его графике и картинах сильно игровое начало. Особое внимание на выставке уделено театральным работам мастера. Он был классиком отечественной сценографии. Тышлер сотрудничал с ведущими театрами Советского Союза, оформив более ста спектаклей. Среди представленных работ – эскизы мизансцен и сценографии к постановкам БДТ имени М. Горького, Московского государственного цыганского театра "Ромен", Государственного еврейского театра (в том числе к знаменитому спектаклю 1935 года "Король Лир"). Многие темы в творчестве Тышлера появились под впечатлением от народных театров, балаганов, цирковых представлений. Один из ярких примеров - рисунок "Радиооктябрины", созданный в 1925 году. Филигранно выполненная тушью и пером композиция показывает народное гуляние по случаю дня рождения радио. Исторические события, преломляясь в творчестве художника, становятся буффонадой. Таковы, например, его живописные работы и рисунки из серии "Махновщина". Кстати, сам Тышлер в годы Гражданской войны служил в Красной армии, рисовал плакаты и лозунги. Так что о "махновщине" знал не понаслышке. С балаганным началом связаны серии "Клоуны", "Девушки-кентавры", картины "Петрушки. Кукольный театр", "Балалайка". Поэзия и фантасмагория соединились в цикле живописных работ "Океаниды", где девушки с корабликами на головах вызывают ассоциации с античными морскими божествами и с "бегущей по волнам" Александра Грина. Подобное настроение - в композиции из цикла "День рождения", где вокруг женской головы торжественно и таинственно колеблется пламя свечей, в акварелях "Продавец стульев" и "Девушка с птицей и любовным письмом". В некоторых из представленных на выставке работ - размышления художника о человеческой судьбе и ее истоках. Центром мироздания здесь является семья. Этим ощущением пронизаны композиции "Парад", "Соседи моего детства". В 1930-е годы в произведениях Тышлера появляется образ пустого пространства. Тема "заброшенности" человеческого существа в равнодушном окружающем мире читается в картине 1932 года "Материнство". В "Портрете жены" лирическое начало соединяется с ощущением тревоги. - Каждое произведение Тышлера – загадка, - считает заместитель директора Самарского областного художественного музея Татьяна Петрова. – Это особый мир, для понимания которого требуется знание мировой культуры. Во многих его картинах и рисунках чувствуется влияние сюрреалистов, экспрессионистов, средневекового итальянского искусства. Он не копировал этих мастеров, а творчески перерабатывал эти произведения. Выставка творений Александра Тышлера в Самаре продлится до 2 февраля 2023 года.

Между живописью и театром: в Самаре открылась выставка произведений Александра Тышлера
© СОВА