Театральные юбилеи радуют

К юбилею здесь открыли выставку «Без пяти сто». В сам праздник дают «Хрустальный бал «Хрустальной Турандот».

Театральные юбилеи радуют
© Вечерняя Москва

А послезавтра, 29 октября, столетие отпразднует Театр Маяковского. Здесь сыграют премьеру Егора Перегудова — спектакль-альманах «Истории». Ведь ровно 100 лет назад тут выпустили «Ночь» Александра Велижева — первую постановку тогда еще Театра Революции, во главе с Мейерхольдом. «Маяковка» тоже представила юбилейную выставку — ее открыли на старом Арбате.

Интересно, что у этих театров есть еще нечто общее, кроме близости дат рождения. Нынешний театральный сезон стал первым на новом месте работы для главного режиссера «Ленкома» Алексея Франдетти и для художественного руководителя «Маяковки» Егора Перегудова. Кроме того, первым спектаклем, который Франдетти поставит в «Ленкоме», станет хип-хоп опера «Маяковский». Музыку к которой напишет рэпер Баста, а премьеру планируют на июль 2023 года.

Но вернемся ко дню рождению театра. Дело в том, что театр — организация, особенно похожая на единый живой организм. Худрук или главреж в нем — сердце, мотор, задающий ритм и направляющий жизнь. Директор — мозг, контролирующий, воплощающий и сдерживающий творческие порывы. От того, насколько они друг с другом ладят, зависит эффективность работы учреждения в целом.

Еще, пожалуй, того, кто отвечает за художественную составляющую, можно сравнить с семенем, из которого все произрастает. Ведь из вишневой косточки не зацветет роза, а из пушинки одуванчика не вытянется сосна. Со временем семена, успевшие прорасти, становятся корнями. Поэтому, когда в театрах меняют руководство, коллектив напоминает срезанное растение — он может какое-то время просуществовать в вазе, но ему жизненно необходимо привиться к новому ростку либо прижиться на новой почве.

К тому же театр — это не только стены, в которых, кстати, моментально ощущается смена «сердца», но и истории, которые в них происходили, традиции, которые закладывались, ценности, которые формировались. И тут можно говорить о преемственности, об ассоциациях, которые вызывает то или иное наименование. Вероятно, отчасти можно говорить и о повторяемости событий. Как человек раз за разом склонен схожим образом реагировать на мир, так и в театрах порой наблюдается повторение, «новый виток» старой истории.

В юбилей двух театров Москвы хочется пожелать им — труппам и цехам, руководству, аудитории — удивляться приятно, творить безгранично, развиваться гармонично, опираясь на прошлое, устремляясь в будущее, забирая с собой хорошее, отсекая болезненное. И, конечно, любви!