Войти в почту

Как привить ребенку любовь к театру?

 Александра, как и когда появилась Детская студия Малого театра? Чья это была задумка? Детская студия появилась у нас в февраля 19 года. Начинали мы с двух небольших групп для дошкольного возраста, с 4-х лет, и младших школьников – первый, второй, третий класс. Идея изначально принадлежала нашему директору – как человек очень дальновидный, она понимала, что нужно себе воспитывать будущего зрителя, привлекать детей в театр, знакомить их с театром. Я подхватила эту идею, потому что меня саму очень грела мысль, что у других детей, так же как у меня в своё время, будет возможность расти в театре, впитывать его традиции, воспитываться, узнавать, познавать этот удивительный мир. Тем более что у нас такая история, которая тесно связана с историей страны. Мне кажется, что это очень важный элемент - то, в какой среде ты находишься в процессе формирования будущего человека. Расскажите пожалуйста, как вы пришли к пониманию, что хотите работать именно с детьми? У меня не было такого пути, что сегодня я встала и поняла, что я хочу работать с детьми. Конечно, все начинается с себя – у меня у самой появились дети. Началось все с того, что мы в нашей мемориальной квартире Сумбатова-Южина, которая принадлежит театру, очень интересное, атмосферное место, поставили квартирник к Новому году – крошечный спектакль «Приключение новогодних игрушек» по книге Елены Ракитиной. Это оказалось неожиданно успешным. Впоследствии спектакль имел продолжение – сейчас мы играем его на нескольких площадках нашего театра и даже на сцене филармонии. Дальше соответственно началась история с детской студией и вообще с нашими детскими программами. Это очень благодарное дело, хотя ты не сразу видишь результат, и в это надо вложить много и сил, и мыслей, но в конечном итоге, оглядываясь сейчас назад и смотря на тех ребят, которые остаются с нами, понимаешь, насколько все было не зря. Почему вы выбрали именно преподавание? Сразу ли поняли, что именно это – ваше призвание? Я не преподаю в детской студии. Я, как главный двигатель прогресса, главный организатор, который знает все процессы изнутри, а преподают наши артисты. У кого-то помимо актерского есть очень сильное хореографическое образование, поэтому они могут преподавать также пластику. Поэтому я оставляю преподавание профессионалам, а себя я вижу неким организатором процесса, который все эти обязанности снимает с них, чтобы они занимались своим делом. Вы также входите в руководящий состав Малого театра. Что входит в ваши обязанности помимо Детской студии? С недавнего времени я заместитель художественного руководителя по специальным проектам и также по детским проектам. Помимо наших детских программ, я работаю с приглашенными режиссерами, с теми, кто не состоит в штате нашего театра, которых нужно провести сквозь лабиринт, помочь. Театр у нас очень многогранный – мы не только спектакли выпускаем, у нас также множество просветительских программ и разного рода мероприятий, которыми тоже нужно заниматься. Я очень рада этому, потому что театр становится не только местом, куда люди приходят смотреть спектакль, а становится неким культурным центром. Вернемся к студии. Как занятия помогают в развитии ребенка? Что они ему дают (как с точки зрения театральных навыков, так и точки зрения повседневной жизни, если это актуально)? Это очень разнопрофильное развитие, потому что помимо очевидного развития речи, мы учимся правильно говорить, формируем культуру речи, что очень важно, как мне кажется, для реализации в своей дальнейшей жизни. Мы также снимаем зажимы, помогаем развить мышление – творческое, созидательное, нестандартное, – чтобы дети могли подойти к решению задач с нестандартным подходом, стараемся добавить им уверенности в себе, уверенности мечтать, фантазировать, не бояться этого делать. В принципе приучаем любить театр, приучаем к самому театру как к явлению, учим в нем разбираться. Это важно – человек должен уметь и подавать себя, и знать свои сильные и слабые стороны, и очень важно научить их работать в команде, а театр, как Вы понимаете, – это очень коллективная среда, очень многое зависит от того, насколько хорошо ты взаимодействуешь с остальными. Так что очень много полезного, разного. Задействованы ли выпускники или учащиеся Детской студии в текущих постановках Малого театра? Если да, то в каких? Да, у нас очень много детей задействовано в постановках. В частности, последний спектакль, который мы выпустили, «Подснежники для королевы», там аж 11 человек из нашей студии заняты. И в принципе режиссеры сейчас стали больше привлекать детей в свои спектакли, они у нас как некое украшение. В спектакле «Метель» у нас играют студийцы, воспитанники студии также играют в «Золушке» и в других спектаклях, и вообще наши дети, учащиеся, вошли в театральную жизнь, как мне кажется, очень логично и органично. Недавно в Малом прошла выставка «Я слышу в театре» - о чем этот проект? «Я слышу в театре» - это уникальная выставка. Вот как раз у нас существует еще один удивительный проект – у нас есть группа слабослышащих детей, с которой мы занимаемся сценической речью, актерским мастерством и также хореографией по адаптированной специальной программе, которую мы сами в процессе создаем. Это дети, как правило, после кохлеарной имплантации, их занятия направлены именно на реабилитацию после протезирования, кохлеарной имплантации. Если Вы не знаете, то это вживление определенного аппарата в голову, который слышит за ребенка. Ребенок может быть от рождения глухой, или вследствие каких-то болезней, травм оглохнуть, и этот аппарат слышит за него. Это очень высокотехнологичные аппараты, но у работы с детьми с ограничениями слуха есть определенная специфика, и вот уже практически год, 25 октября будет год, как у нас работает студия для слабослышащих. Мы уже показали прекрасные результаты – 9 из 16 детей подтянулись к своей возрастной норме, 12 из 16 начали использовать полные построенные фразы. Какое-то время назад мы в социальных сетях познакомились с девушкой, Натальей Перовой, которая сама слабослышащая. Наташа – фэшн-фотограф, она очень много снимает для журналов типа Harper’s Bazaar, Vogue. Они давно вместе с мужем Владимиром создали проект «Я слышу, это круто!», в котором они фотографируют слабослышащих детей как раз с этим аппаратом, тем самым показывая их очень красивыми, показывая обществу, что слухопротезирование не обезображивает ребенка, что эти дети являются такими же замечательными, талантливыми и харизматичными, как и дети без ограничений. В общем, мы как-то с Наташей разговорились, она узнала, что у нас есть группа таких детей, и было решено сделать такую фотоссесию в театре в наших интерьерах с нашими ребятами. Получилась очень красивая выставка, очень крутая с эмоциональной точки зрения. Дети были такими счастливыми, когда увидели себя на стендах в театре в красивом фойе. В общем, это прекрасно, я очень рада, что у нас в Малом театре есть такая возможность. Кстати, сейчас этот проект уже на государственном финансировании благодаря Министерству Культуры, они нашу инициативу подхватили, и теперь мы флагманы в этой истории. Какие дальнейшие планы студии? Какие постановки с детьми стоит ожидать? Наши планы дальше – работать. У нас пришли новые дети в этом году, для каких-то детей это последний сезон, в следующем, 2023, году они будут уже поступать в театральные ВУЗы. Будем работать. Стараемся не загадывать, пока им есть чем заняться. В те спектаклях, в которых у нас заняты дети, тоже часто приходится вводить кого-то, но у нас есть определённые планы, пока оглашать их еще рано. Как дети проявляют себя на занятиях? Каким будет будущее поколение театральных актеров и актрис? Дети проявляют себя, мне кажется, на любых занятиях, одинаково – это дети. Каждый ребенок – это маленькая индивидуальность, маленькая планета, маленький космос, совершенно не похожий на другого. Я рада тому, что по мере того, как они растут, они все больше и больше проникаются тем местом, где они находятся. Дети, которые пришли абсолютно зажатыми, обретают уверенность в себе. Люди сквозь века не меняются, поэтому я надеюсь, что у нас вырастет поколение актрис и актеров, которые с раннего возраста приучены к театру, к дисциплине, к работе, к коллективу. Дальше – время покажет. Большая часть наших читателей – родители. Как бы вы порекомендовали им прививать детям любовь к театру? В первую очередь начинать с себя. Дети всегда будут стараться, даже подсознательно, копировать своих родителей, интересоваться тем, чем интересуются их родители. Многие родители, чьи дети учатся у нас в студии, наоборот говорят, что именно дети приучили их к театру, потому что, начиная с момента, как они начали заниматься, они дергают родителей: «Когда мы пойдем в театр?», «Я хочу пойти на это, я хочу пойти на это», выкатывают им список постановок, и мамы, папы говорят, что они только билеты и покупают, но очень благодарны, что им это дает возможность совместного досуга, проникновение интересов в семье. В общем, театр объединяет всех – детей, взрослых, различные национальности. Давайте не забывать об этом, и вместе приходить и сливаться в этой прекрасной атмосфере. Ходите, родители, в театр, и дети тоже будут хотеть ходить в театр.

Как привить ребенку любовь к театру?
© Детстрана.ру