«Я не могу оставаться одна!» В МХТ им. Чехова режиссерский дебют – «Мама» по мотивам пьесы Зеллера

Что будет, если хоть раз забыть позвонить и сказать «Алло, мам…», и можно ли предотвратить трагедию, но сохранить себе право на собственную жизнь?

«Я не могу оставаться одна!» В МХТ им. Чехова режиссерский дебют – «Мама» по мотивам пьесы Зеллера
© Мир24
«Сегодня мы загадываем заветное желание, которое обязательно сбудется…»

Маленькая, камерная сцена. Лампочка Ильича. Квадратный стол с белой скатертью. Четыре стула. То ли грязные, то ли морозные окна. Двери не отделаны наличниками… Эта маленькая комната, с одной стороны, необыкновенно чистая за счет обилия белого цвета, с другой стороны, напоминает психиатрическую клинику… А еще элегантные белые розы как символ выражения глубокого уважения, почтения, симпатии и, конечно же, любви. В МХТ им. Чехова в рамках «Лаборатории режиссерских дебютов» – совместного проекта театра и фестиваля «Уроки режиссуры» (Биеннале театрального искусства) – представили новый спектакль по мотивам пьесы Флориана Зеллера «Мама».

Режиссер Егор Трухин – молодой артист театра и кино (ему всего 25), сын актера Михаила Трухина. Выпускник актерского факультета Московской театральной школы Олега Табакова и режиссерского – в ГИТИСе. Он уже успел заявить о себе и настойчиво продолжает свой творческий путь. Как же юный молодой человек может говорить со зрителем на глубоко психологические проблемы, да еще и преимущественно женские?

«Все разъехались, и я осталась одна в этом огромном доме…»

«Мама» – вторая часть трилогии Флориана Зеллера «Отец», «Мать», «Сын». Работы автора отмечены многочисленными премиями, а еще часто можно слышать, что его называют самым ярким драматургом XXI века. Автор уверен, что для написания книг необходимы три качества – терпение, безжалостность и умение страдать. Так вот, его произведения и от зрителя требуют в некоторой степени терпения, безжалостности и умения страдать. Только так можно в полной мере осознать всю глубину проблематики.

В московских театрах сегодня интерес к этой трилогии Зеллера высок. «Отец» идет в «Современнике», «Мать» выпустили не только в МХТ им. Чехова, но и в «Моссовете», а «Сын» украшает репертуар РАМТа. Все постановки – с надрывом. Градус эмоций зашкаливает и на сцене, и в зрительном зале. Но первый получился очень реалистичным, последний – сильно условным, а вот «Мама» в «Чехова» – нечто пограничное между реальностью и ирреальностью.

«Он ведет себя так, будто меня нет. Он занят? Чем? Жизнью...»

Героиня спектакля находится на грани срыва. Ее жизнь буквально превратилась в ад с того момента, как выросли дети. Нет, как вырос Николя. Это болезненное отношение женщин с собственными сыновьями – настоящая проблема не только для них самих, но и для всей семьи. Всю свою жизнь она положила на воспитание детей, но они выросли и выпорхнули как ласточки из гнезда, чтобы свить свои гнездышки. Муж вечно на работе, а потом и вовсе уходит, не выдержав безудержной ревности супруги, в большинстве случаев, может быть, даже абсолютно безосновательной.

«Я так хотела семью, а вы все разъехались…»

«Я не могу оставаться одна!» В МХТ им. Чехова режиссерский дебют – «Мама» по мотивам пьесы ЗеллераРежиссер делает ставку на актерскую игру Марии Зориной, которая великолепно создает мир обезумевшей женщины. Здесь и трагедия, и ирония, и реальность. Разговаривая сама с собой и проигрывая жизненные ситуации, представляя, что рядом находятся ее близкие люди, она не выглядит жалкой, а скорее, наоборот, вызывает симпатию. Но как только появляются другие персонажи – члены ее семьи, которые, кстати, абсолютно молчаливы на протяжении всего действия, становится сильно не по себе. Наружу вылезают болезненные отношения внутри семьи. Здесь и нелюбовь мужа, и невнимание к дочери, и нездоровое обожание сына. Все смешалось в ее голове и сердце. И вот однажды выплеснулось наружу с такой силой, которую уже ничем нельзя успокоить.

Вот так вот женщина сама себя загоняет в угол, отдавая все силы и всю свою жизнь детям и забывая о муже и о том, что в современном обществе ей отведена не одна эта роль. И чтобы сохранить семью, нельзя в ней полностью растворяться, нужно оставаться личностью со своими интересами, тогда и не будет столь болезненного чувства утраты, когда дети вырастут. Но как быть, если ты уже прожил большую часть жизни иначе? Если ты уже отдал все свои силы на воспитание детей? Как быть теперь? Есть ли выход? Можно ли спастись от сумасшествия и одиночества в огромном доме?

«Почему он мне не позвонит? А, он занят. Чем? Жизнью…»

«Интересно, все дети такие неблагодарные? Они исчезают из нашей жизни…» – говорит Анна и недоумевает, почему сын не звонит. А почему он не звонит? Однажды он приходит, а она с порога начинает обвинять его избранницу. А потом вдруг зовет его в кино и предлагает выпить вина, но он уже не хочет. А дочь? Она настолько обделена вниманием мамы, что просто тихо уходит с чемоданом, пока та занята беседами с сыном.

И осознавая свое одиночество, она почему-то никак не хочет осознать его причины, даже не задумывается об этом. И что тогда остается окружающим? Принести себя в жертву этой жалкой одинокой стареющей женщине? Но не слишком ли много тогда будет жертв? Нет, из этого водоворота болезненной любви обязательно должен быть выход! Но какой? Вот это зависит уже от тех, кто пришел сегодня на этот спектакль...

«Я состарюсь в печали и одиночестве. Но потом все будет хорошо. Это нормально. Нет, это не нормально…»