"Удивляюсь, что омичи встают после спектаклей". Молодой режиссёр из Питера о работе с Омской драмой

Арина Гулимова - режиссёр премьерного спектакля "Мой дедушка был вишней" рассказала "Омск Здесь", почему спектакли складываются в последние три дня, каково работать с актёрами драмтеатра и почему на премьере лучше запастись платочками. 12 и 13 ноября на малой сцене Омской драмы пройдёт премьера спектакля "Мой дедушка был вишней" (12+) по повести итальянской писательницы Анджелы Нанетти. Постановка на Камерной сцене имени Татьяны Ожиговой станет дипломной работой Арины Гулимовой, выпускницы режиссёрского курса профессора Григория Козлова (г. Санкт-Петербург). Мы поговорили с Ариной об омских зрителях и актёрах, обсудили главный посыл книги Нанетти про то, что "мы не умираем, пока нас кто-то любит", а также выяснили, кто в премьерном спектакле будет лазать по деревьям. - Во-первых, поздравляю , Арина, на два премьерных дня полностью раскуплены билеты! Уже и захочешь, не попадёшь. Во-вторых, как вам в Омске? Успели посмотреть какие-нибудь спектакли нашей драмы? - Уже много где побывала. Например, меня пригласили занятые в грядущей премьере Николай Михалевский и Татьяна Филоненко в Театр Живописи. В Омской драме посмотрела, мне кажется, половину репертуара. Опять же, актёры постоянно зовут оценить свои свободные проекты. Так побывала на концерте Олега Беркова и Степана Дворянкина на берегу реки. Окунулась в молодёжную омскую атмосферу. Свежий воздух, Иртыш, красота! В Доме актёра попала на спектакль "Секрет Дориана Грея", и как раз в тот день, когда у Александра Гончарука был день рождения. В общем, как ни приду, какой-то праздник (смеётся) . - Можете что-то сказать про омских зрителей, основываясь на тех постановках, на которых вы уже побывали здесь? - Я искренне удивилась тому, что омичи встают после каждого спектакля! Первый раз пришла, постановка закончилась, я ещё не успела отжить увиденное, что-то подумать, понять, а зрители резко поднялись, зааплодировали, это удивительно. В Питере не встают почти никогда, чтобы там зритель встал, это должен быть невероятный спектакль или режиссёр. И это даже не снобизм, просто не принято вставать каждый раз. - "Мой дедушка был вишней" - ваша дипломная работа на режиссёрском факультете РГИСИ. Все ли будущие режиссёры должны поставить спектакль в крупном театре перед выпуском? - Да, у режиссёров так устроено - ты должен поставить спектакль в государственном театре. Потом им защищаешься и получаешь корочку. Мой мастер, Григорий Михайлович Козлов (создатель театра "Мастерская"), в 1995 году ставил в Омской драме спектакль "Саломея" по Оскару Уайльду. Он знает этот театр изнутри, знаком со многими актёрами, которых любит, ценит и до сих пор вспоминает с огромным теплом. Актёры драмы (тоже очень забавно) иногда показывают мне фотографии с Григорием Михайловичем и говорят: а мы видели его на этом фестивале, и вот тут мы были вместе. Это очень мило, получается какая-то связь поколений, благодаря которой ты не боишься развиваться, пробовать. - А как у вас произошёл коннект именно с Омским драмтеатром? - С Георгием Зурабовичем Цхвиравой мы начали переговоры, потому что на большой сцене Роман Габриа (ученик и главный режиссёр театра "Мастерская") ставил спектакль "С днём рождения, Папа!" . Как говорится, звёзды сошлись. Приятно, что Омская драма не боится приглашать молодых, ещё не известных ребят, как, например, до меня было с теперь уже известными режиссёрами Павлом Зобниным ("Стеклянный зверинец") и Тимофеем Кулябиным ("На Невском проспекте"). Потому что это тоже кот в мешке, ты же не знаешь, что человек вытворит в итоге. - Как складывается работа с Георгием Зурабовичем, главным режиссёром Омской драмы? - Я ему очень благодарна, потому что он никогда не вмешивается в постановку другого режиссёра, в творческий процесс, он даёт "воздух". У него при этом непростая задача, развести потоки людей. В Омской драме огромный репертуар, и он только растёт. Поэтому это была колоссальная задача, как всё организовать, учитывая и мои пожелания по ролям, и возможности театра. - Произведение Анджелы Нанетти - невероятно трогательный, добрый и искренний рассказ о детстве, бабушках, дедушках и деревне. Я с удовольствием прочитала его буквально за один вечер. А потом сразу же задумалась, кто из нашей драмы какие роли смог бы исполнить. Расскажите, как распределялись роли в постановке? - Кастинга в силу моего опыта не было. Но мне сразу было важно поговорить с людьми и послушать их. У кого-то были очень откровенные моменты или просто забавные случаи из детства, связанные непосредственно с ситуациями из книги. Или эпизоды, которые особенно понравились, запали в душу. Так постепенно наша команда и сложилась. - А как вы познакомились с книгой Нанетти и поняли для себя : да, это оно? - Эту книжку купила моя мама, когда мне было 16 лет. Я её прочитала, поплакала и поняла, что когда-нибудь хочу ещё раз с ней соприкоснуться. В семье на протяжении многих лет мы её вспоминали, обсуждали, советовали другим. Книга ведь невероятная, советую её прочитать даже как терапию. И вообще считаю, пусть в каждом театре будет своя "Вишня"! - Это да, на премьеру на всякий случай точно буду брать платочек, потому что те, кто читал, знают, не поплакать над этой историей невозможно. Готовиться ли зрителям пустить слезу? - "Мой дедушка был вишней" - семейная, добрая, атмосферная история. Когда я давала книгу команде, художникам, композитору, друзьям, для меня важным критерием было, чтобы на каком-то эпизоде человек поплакал. Но в своей постановке я всё же стараюсь не давить на такую тяжёлую для многих тему, как потеря близких, потеря друзей, потому что главный герой Тонино и его дедушка Оттавиано - это однозначно друзья. Мне самой кажется, что сегодня хочется чего-то светлого, смешного, поэтому акцент больше на происходящее глазами ребенка. Это не похоже на то, как мы во взрослом возрасте воспринимаем трагедию. Ребёнок это видит под другим углом, немножко снизу вверх. - Мальчик Тонино в исполнении Леонида Калмыкова и Степана Дворянкина получается гораздо старше своих лет. В чём здесь приём? Они как рассказчики, где взрослый Тонино вспоминает детство, или взрослый актёр просто играет ребёнка? - Мы пытаемся сохранить это двоемирие, где актёр погружается в ситуацию, становится ребёнком и видит его глазами, а потом выходит из неё и рассказывает историю своими глазами. Также не будем забывать, что книга написана уже взрослой женщиной, Анджелой Нанетти, учительницей и детским психологом. Книга написана с определённым посылом. Но опять же скажу, не воспринимая мир глазами ребёнка, не ища в себе этого ребёнка, эти ситуации невозможно сделать на сцене. Поэтому приходится искать, погружаться, вспоминать, пробовать. - Как у вас проходят репетиции? Уже нащупали контакт с труппой? - Я чувствую, что какие-то вещи мы найдём, только выйдя на площадку. Актёры это знают и шутят, что спектакль складывается в последние три дня, это правда. Касательно репетиций, стараюсь выжимать по максимуму. Спасибо большое актёрам, потому что это колоссальный опыт в первую очередь для меня, я у них очень многому сейчас учусь. На площадке собралось сразу несколько поколений: у всех разный опыт, театральная школа, способы существования на сцене, взгляды на театр, на мир. Для меня самая главная задача была - как-то этих людей объединить, сплотить. Ещё на этапе знакомства я им говорила, что прежде всего важно создать семейное древо из людей, а уже потом говорить про вишню, землю и всё остальное. - Особенности материала влияют на рабочий процесс, настроение? Мне кажется , это такая книга, после которой хочется дарить любовь окружающим. - Согласна, сам материал диктует нам, что все должны с улыбкой на всё смотреть и быть открыты, добрее относиться друг к другу. Стараюсь бороться за эту атмосферу в работе с актёрами, и с собой. Иногда бывает тяжело, просыпаешься утром, думаешь: что происходит, что я делаю, где я нахожусь? Но я сама в себе бужу ребёнка и иду на репетицию! - Михаил Окунев и Ирина Герасимова в постановке играют трогательную пару - дедушку Оттавиано и бабушку Теодолинду. Как вам с ними работается? - Во-первых, я искренне ими восхищаюсь. Во-вторых, у них я бесконечно учусь! Ещё не вышел спектакль, я ещё не уехала, а уже успела впустить их в своё сердце, а они меня в своё. За это им огромная благодарность. Они потрясающие профессионалы, ученики невероятного мастера Вячеслава Кокорина, это иркутская театральная школа. Никаких проблем, естественно, на площадке не возникает. Иногда мы спорим по поводу какой-то сцены, но это идёт только на пользу спектаклю. Просто мы хотим дойти до сути, хотим понять, что происходит. Мой мастер их хорошо знает и любит. - В каком виде в спектакле мы увидим ту самую гусыню Альфонсину? - Альфонсина - это персонаж, исполненный великолепной Ириной Герасимовой. Тонино с дедушкой настолько верят, что бабушка не умерла, что она для них оживает в гусыне. Это одна из главных тем спектакля, и мне было важно, чтобы этот образ играла именно Ирина Григорьевна. Я увидела её впервые в спектакле "Орфей спускается в ад" и была тронута тем, как тонко она вела свою линию и человеческую тему. Это было невероятно. У нас она Душа спектакля, однозначно. - А вишнёвое дерево Феличе - символ всего семейства, будет? - Конечно же, будет, этого не избежать. Но мы оставим здесь маленькую тайну, пусть каждый зритель придёт, сам всё увидит и, надеюсь, поймёт. - Получается, если отталкиваться от книги, в новом спектакле Михаил Окунев будет лазать по дереву? - Конечно, ведь его герой мечтал стать акробатом (смеётся) . Вообще я люблю, когда у актёров есть возможность куда-то залезть, что-то сделать. Есть возможность физически проявиться на сцене. На самом деле Михаил Александрович один из первых, кто предлагал куда-то залезть, в нём безусловно есть эта колоссальная внутренняя энергия, как и у его персонажа - Оттавиано. - За два премьерных дня будет показано четыре спектакля - по два в день. Сколько спектакль займёт по времени? - Полтора часа без антракта. - Как происходит обмен идеями в работе? - В нашей мастерской в нас с самого начала закладывают такой принцип, что мы не боимся выйти и предложить. Сама система обучения семейная, человек не боится критики. Поэтому я убеждена, что никакую идею нельзя гасить, её надо развивать! Подумали, пропустили через себя, не подходит? Пробуем дальше. - В паблике драмы появилось несколько иллюстраций к спектаклю от Евгении Маковской. Это отдельно придумывалось для социальных сетей или связано с самой постановкой? - Ой, не хочется всех секретов открывать. Мне нравится, что Тонино очень много рисует, местами он закрывается от каких-то ситуаций в этих рисунках, местами, наоборот. Получается, общение ребёнка с миром происходит через иллюстрацию. Евгения создаст детские рисунки Тонино. В соцсетях представлен симбиоз того, что будет в спектакле. Иллюстрации Евгении Маковской - Как вам первая премьера этого сезона "С днём рождения, Папа!" Романа Габриа? - Я была на репетициях и видела миллион версий этой постановки. На премьере вышел совершенно иной спектакль, и это очень здорово! Роман - поэт и вообще невероятный для меня человек. У него любой спектакль выходит авторским. Всегда, когда иду смотреть его работы, я знаю, что это будет прежде всего авторское слово. Нельзя идти на Габриа, когда ты просто хочешь увидеть постановку по какому-то произведению. Нужно идти осознанно, потому что ты идёшь прежде всего на режиссёра. - Арина, успели ли вы за время учёбы посотрудничать с другими театрами и что-то поставить? Я смогла найти информацию о ваш ем спектакл е "Кто сильнее" по Августу Стриндбергу. Что это за работа? - В Питере сейчас очень популярна тема иммерсивных спектаклей в барах. Молодые режиссёры много пробуют, экспериментируют, используют необычные локации. Например, как Кирилл Люкевич взял "Золотую маску" за спектакль на Витебском вокзале. Моя постановка "Кто сильнее" по А. Стриндбергу - это, скорее, эскиз, возможность попробовать свои силы. Пока учишься, подаёшь заявки на лаборатории, ездишь, пробуешь. Твоя задача - просто вертеться и всё-всё пробовать. В том году я поставила одноактовку по пьесе "Почтительная потаскушка" Ж. П. Сартра. Мне тогда хотелось чего-то неожиданного. Думаю, к этой работе я ещё вернусь, и мы поиграем её на разных площадках. - Нашла на вашей странице информацию, что вы проводите тренинги для поступающих в театральный. Расскажите про это. - В прошлом году у меня сложился такой опыт. Курс набирали невероятные Галина Ивановна и Сергей Дмитриевич Бызгу. Они друзья и нашей мастерской, и Омской драмы, кстати. Было очень интересно приходить, самой смотреть на поступления ребят. А потом мне начали писать многие знакомые с просьбой подсказать что-то. Нужно сказать, что это огромная ответственность, и на консультации я многих отговаривала поступать в театральный. - Ого, а почему? Ведь поступить в театральный для многих - заветная мечта, или не всё так гладко? - Я считаю, об этом нужно сказать в самом начале, чтобы человек уже в 18 лет сам сделал этот выбор и понимал, куда вообще он идёт. Я рассказываю на консультациях, как будет тяжело, через что придётся пройти, что где-то тебя могут сломать, а где-то самому надо себя пересилить. Нужна мощная подготовка ко всем этапам. Это очень длинный путь, серьёзное психологическое испытание. Поступление - только начало. Если придёт это понимание, то проходить трудности и достигать целей будет легче. - В каком возрасте вы сами познакомились с театром? - С 4 лет я на сцене. Моя мама - пианистка, и у неё своя театральная студия. Я была гиперактивным ребёнком, и меня нужно было всё время чем-то занимать. С самого детства мама водила меня в миллион кружков. Потом ей, вероятно, поднадоело меня возить по всему городу. Так появилась идея организовать своё творческое пространство в одном месте – синтез-студию Ирины Гулимовой "Мост". В ней представлены разные направления для развития детей: вокал, ИЗО, киношкола, хореография, языки, театр. Я с детства всё это впитывала. Мама приглашала выдающихся педагогов. Меня, например, воспитывали ученики Корогодского, Виктория и Владимир Постниковы. - А когда решили, что будете режиссёром? - К 18 годам нужно было определяться с жизненным путём, и мне разные педагоги начали доверять постановки. Я ставила праздничные номера, кусочки спектаклей, этюды. С удовольствием брала на себя эту ответственность. Пыталась поступить к Геннадию Тростянецкому, ему тогда понравились мои идеи, но он сказал, что нужно ещё поднабраться опыта. Поэтому в 18 лет я поступила в Герценовский университет на педагога актёрского мастерства, параллельно преподавала в разных театральных студиях. У меня даже был свой любительский театр, где актёрами были родители моих маленьких учеников. Мы творили невероятные вещи. Потом поступила в РГИСИ. - Назовите топ из трёх любимых театральных режисс ё ров. - Мне больше нравятся именно конкретные спектакли некоторых режиссёров. Вспомню из последнего. Очень понравился "Моцарт "Дон Жуан". Генеральная репетиция" Дмитрия Крымова. Смотрела "Войну и мир" Римаса Туминаса, спектакль произвёл большой эффект на меня. Очень люблю спектакли Льва Додина, к примеру, "Жизнь и судьба". Когда его жена Татьяна Шестакова говорила финальный монолог, у меня пошли мурашки и потекли слёзы, что-то невероятное в зале происходило. Это очень сложно достигаемая атмосфера. Ещё его "Враг народа" и "Братья Карамазовы" сильно впечатлили. Также могу сказать без лести, не из-за того, что я учусь у этого человека. Но мне очень нравится Григорий Михайлович Козлов как режиссёр, потому что у него всегда есть "свет в конце туннеля", вертикаль. Он даёт людям надежду, тепло, для меня в искусстве это важно. - А в Омской драме? - Важное уточнение, я посмотрела только половину репертуара! Но мне очень понравился спектакль "Время женщин" и "Кишмиш" на Камерной сцене. "На чемоданах" приятно удивил и поразил. Режиссёр спектакля Александр Баргман, опять же друг Георгия Михайловича и вообще всех театров страны. "С днём рождения, папа", как уже говорила, сильно зацепил. Люблю такие спектакли, на которые ты можешь прийти не один раз. - 12 и 13 ноября пройдёт премьера спектакля "Мой дедушка был вишней", надеемся, омские зрители примут его хорошо! Но вот вы вернётесь в Петербург и... Поделитесь напоследок дальнейшими планами. - Хочу восстановить пьесу "Почтительная потаскушка" Сартра. Посмотрим, как её воспримут в настоящем времени, не углядят ли чего лишнего. Ещё мы с драматургом Екатериной Лебедевой написали пьесу про Дагни Юль, которая жила на рубеже 19-20 века, и хотим реализовать эту историю сначала в лаборатории, потом на сцене. Фото: Илья Петров

"Удивляюсь, что омичи встают после спектаклей". Молодой режиссёр из Питера о работе с Омской драмой
© Омск Здесь